Формирование компетенций менеджеров в области управления портфелем проектов предприятия
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-25-36
Аннотация
Цель данного исследования заключается в анализе существующих подходов к управлению портфелем проектов и программ, их дальнейшее развитие и обобщение, создание систем, ориентированных на формирование компетентности специалистов в области управлении портфелями проектов предприятий. Обсуждаются обоснование и основные причины необходимости формирования компетенций специалистов в управлении портфелями проектов с точки зрения эффективности проектной деятельности и бизнеса предприятия.
В современных условиях функционирование любой компаний детерминируются рядом глобальных тенденций – изменением форматов ведения бизнеса под влиянием цифровизации, сетевизации экономики, и изменения структуры транзакционных издержек, оптимизацией управления портфелем проектов. Это в свою очередь влечет за собой и изменение требований к компетенциям менеджеров в управлении портфелями проектов предприятий.
Система высшего образования в настоящее время не формирует необходимый комплекс компетенций выпускников вузов, которые функционально должны заниматься управлением портфелем проектов и программ. Компетенции управления портфелем проектов ошибочно подменяется компетенциями управления отдельными проектами в то время как практически во всех современных предприятиях есть портфель проектов. Это является одной из причин того, что руководители предприятия, принимая на работу вчерашних выпускников вузов формулируют им вводное требование: - «Забудьте все, чему вас учили в вузе».
Материалы и методы. Исследование проводилось с 2019 по 2021 гг. в Финансовом университете при Правительстве РФ среди студентов 4-го курса направления обучения «Бизнес-информатика», обучающихся по профилю «ИТ-менеджмент в бизнесе». Методологической базой исследования явилась совокупность теорий инновационного менеджмента, портфельного и проектного менеджмента. Типология портфелей проектов представлена основными компетенциями, необходимыми менеджерам в управлении портфелями проектов и программ. Проведение анализа существующей системы образования показывает, что она не способна даже после магистратуры предоставить бизнесу профессионально подготовленного менеджера крупных проектов, не говоря уже о бакалавриате. Отмечена некоторая ограниченность применения известных компетенций управления портфелями по причине их несоответствия текущим реалиям бизнеса. В качестве основного метода исследования выступил анализ современных требований к функциональности системы управления портфелем проектов организации.
Результаты. Выявлено, что основными требования современного бизнеса в специалистах, обладающих компетенциями в управлении портфелем проектов и программ, существенно опережают имеющиеся компетенции выпускников вузов. Определены основные необходимые компетенции менеджеров управления портфелем проектов. Показан разрыв в требованиях бизнеса и имеющихся компетенциях выпускников вузов в данном направлении менеджмента. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы при формировании компетенций в управлении портфелем проектов, которые предъявляет бизнес системе образования.
Заключение. Управление портфелями проектов и программ является значимым фактором в развитии бизнеса предприятия. Условия ведения бизнеса сейчас таковы, что предприятия одновременно реализуют несколько проектов и программ, эти проекты и программы вынуждены объединяться в портфели. В портфелях проекты конкурируют за ограниченные ресурсы предприятия, а при отсутствии системного управления портфелем проектов, отсутствии координации между ними, может возникнуть управленческий хаос, наносящий вред как отдельным проектами, так и всему бизнесу предприятия. Таким образом, объединение отдельных проектов в программы, а программы в портфели существенно увеличивает эффективность проектной деятельности и бизнеса предприятия в целом.
В статье на примере Сбербанка показывается сравнение перечня требуемых функционалом бизнеса компетенций в области управлении портфелями проектов и программ с оценкой компетентности выпускников направления обучения бизнес-информатики. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в трансформации систем подготовки кадров, в практической деятельности по управлению портфелями проектов и программ организаций любых типов.
Об авторах
Х. Х. КучмезовРоссия
Хамзат Хакимович Кучмезов, к.э.н., доцент, Департамент «Бизнес-информатики». SPIN-код: 2021-1079
Москва
С. И. Неизвестный
Россия
Сергей Иванович Неизвестный, д. т. н. Профессор. SPIN-код: 9963-8367, Author ID: 32508
Москва
Список литературы
1. Cooper R.G., Edgett S.J., Kleinschmidt E.J. New product portfolio management: practices and performance // Journal of Product Innovation Management. 1999. № 16(4). С. 333–351.
2. Dickinson M.W., Thornton A.C., Graves S. Technology portfolio management: Optimizing interdependent projects over multiple time periods // IEEE Transactions on Engineering Management. 2001. № 48(4). С. 518–527.
3. The Standard for Portfolio Management Fourth Edition. PMI, 2017 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.pmi.org/pmbok-guide-standards/foundational/standard-forportfolio-management.
4. Требования IPMA к компетентности профессионалов в управлении проектами, программами и портфелями (4-я версия) [Электрон. ресурс]. IPMA, 2015. Режим доступа: https://sovnet.ru/publication/trebovaniya-ipma-k-kompetentnosti-professionalov-v-upravlenii-proektami-programmami-i-portfelyami-4-ya-versiya.
5. Греф Г. Российские вузы должны обучать навыкам ХХI века [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20161207/1483041883.html.
6. Полякова Ю., Мязина Е. Зачем Сбербанку собственный университет стоимостью больше 10 млрд руб. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/27/04/2015/552c5db89a7947afb2f0f06a.
7. Греф Г. Раскритиковал российское высшее образование [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/2301243/.
8. Сертификат «IPMA Delta.RU.2.2010.01, IPMA Class 2» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sovnet.ru/organizations.
9. The Zone of European Higher Education. Joint statement of the European Ministers of Education. [Электрон. ресурс]. Bologna, 1999. Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/bolognadeclaration1999_rus.pdf.
10. Marshev V.I. History of Management Thought. Genesis and Development from Ancient Origins to the Present Day. Springer; 2021. 710 с.
11. Veikko Valila et al. “How to find the Project Managers for big projects?” // Proceedings of the 22-th IPMA World Congress, Roma. 2008. 631с.
12. Bushuev S., Bushuev D., Neizvestny S. Convergence and hybridization of project management methodologies // Scientific Journal of Astana IT University. 2020. Т. 2. № 2. С. 86–101. DOI: 10.37943/AITU.2020.22.12.008.
13. Neizvestny S.I., Chekanov I.R. Experience in the organization of the scientific club of the department of information technologies of russian state social university «Future technologies of digital society» // Contemporary Problems of Social Work. 2019. Т. 5. № 1(17). С. 52–58.
14. Guriev S., «At least my friends are not in Bologna...»//The New Times. 2008. № 22. С. 5–6.
15. Сбер университет. Словарь терминов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/927.
16. Неизвестный С.И., Неизвестный Н.С., Шешуков М.А. Применение конвергентных технологий управления в программах проектов высокой неопределенности целеполагания. Особенности процесса целеполагания // Управление проектами и программами. 2019. № 4(60). С. 290–299.
17. Ohara S. A Guidebook of Project & Program Management for Enterprise Innovation, published by Project Management Association of Japan, 2005 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http//:www.pamj.or.jp.
18. Клименко Э.Ю., Неизвестный С.И. Таксономия как инструмент стратегии // Мир транспорта. 2012. Т. 10. № 2(40). С. 34–42.
19. Романова Е.А. Медиация как способ разрешения конфликтов: результаты исследований в зарубежной психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 391–392.
20. Patanakul P., Curtis A., Koppel B. What is effectiveness in project portfolio management? Paper presented at PMI® Research and Education Conference, Limerick, Munster, Ireland [Электрон. ресурс]. Newtown Square, PA: Project Management Institute, 2012. Режим доступа: https://www.pmi.org/learning/library/effectivenessproject-portfolio-management-6394.
21. Arsanjani M.A., Ershadi M. Avenues to improving the effectiveness of project portfolio management in the construction industry // International Journal of Management Science and Engineering Management. 2021. DOI: 10.1080/17509653.2021.2009053.
22. Voehl C.F., Harrington H.J., Ruggles W.S. Effective Portfolio Management Systems. By CRC Press, 2015. 190 с.
23. Hyvan I. Project portfolio management in a company strategy implementation, a case study // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Т. 119. С. 229–236.
24. Mazhei K., Lukianov D. IPMA DELTA® model in adaptation for determining organization needs in using project, program and portfolio management methods [Электрон. ресурс]. 2021. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/340428963.
25. Неизвестный С.И., Неизвестный Н.С., Шешуков М.А. Применение конвергентных технологий управления в программах проектов высокой неопределенности целеполагания. Особенности процесса целеполагания // Управление проектами и программами. 2019. № 4(60). С. 290–299.
26. Гнедых В. А. Особенности организации проектного офиса в компании // Молодой ученый. 2015. № 9(89). С. 576–581.
27. Ильин В. Проектный офис — Центр управления проектами. Системный подход к управлению компанией. М.: Вершина, 2007. 264 с.
28. Катунина И.В. Конфигурирование офиса управления проектами: опыт инновационной промышленной компании // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 1(106). С. 58–64.
29. Козодаев М. Практика построения проектных офисов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://pmpractice.ru/knowledgebase/publications/?id=1618&detail=Y.
30. Проектный офис: создание и развитие [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.pmservices.ru/consulting/proektnyj-ofis-i-proektnyj-komitet.
31. Филиппова Е. Проектный офис: для чего создаем и какие выгоды обретаем? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.advantagroup.ru/blog/proektnyj-ofis-dla-cego-sozdaem-i-kakie-vygody-obretaem/.
Рецензия
Для цитирования:
Кучмезов Х.Х., Неизвестный С.И. Формирование компетенций менеджеров в области управления портфелем проектов предприятия. Открытое образование. 2022;26(2):25-36. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-25-36
For citation:
Kuchmezov H.H., Neizvestny S.I. Formation of Managers’ Competencies in The Field of Project Portfolio Management of The Enterprise. Open Education. 2022;26(2):25-36. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-25-36