Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Цифровая пожарно-спасательная часть: новый уровень организации подготовки курсантов МЧС

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-4-12

Аннотация

Цель исследования. Целью работы является обоснование и разработка программного обеспечения для организации, ведения и контроля образовательного процесса, в том числе в форме практик и стажировок, в учебной пожарно-спасательной части ведомственного вуза МЧС. Актуальность и потребность в автоматизации учебного процесса связана с необходимостью совершенствования процесса обучения как курсантов по программам практик, так и постоянного личного состава учебной пожарно-спасательной части по служебно-профессиональной подготовке. Реализуемая в настоящее время практическая подготовка курсантов на базе учебной пожарно-спасательной части имеет ограниченный по времени формат обучения, в виде дежурства сутки через трое, что не позволяет без широкого применения цифровых технологий повысить уровень организации учебного процесса и его эффективность, например, за счет обеспечения постоянного доступа обучаемых к учебным материалам.

Материалы и методы. Для разработки технического задания на создание программного обеспечения применены методы научно-педагогического исследования, содержащих анализ и синтез информационных сведений, включающих как практику организации учебного процесса в учебных пожарно-спасательных частях вузов МЧС, так и требования нормативных правовых документов к служебно-профессиональной подготовке пожарных. Проведен обзор программных продуктов, оценена возможность их применения для организации и проведения практик и стажировок курсантов МЧС, сформулированы требования к функционалу программного обеспечения и порядку его использования в учебной пожарно-спасательной части.

Результаты. Разработано программное обеспечение «Цифровая пожарно-спасательная часть», которое внедрено в учебно-практическую деятельность ведомственного вуза МЧС. Программное обеспечение реализовано в виде сайта (http://dfs.edufire37.ru), который поддерживается всеми современными видами браузеров и адаптирован для мобильных устройств. Программа включает 12 основных функциональных модулей, позволяющих организовывать администрирование и управление пользователями, разрабатывать методические и контрольно-измерительные материалы, формировать программу практики или программу подготовки, расписание учебных занятий, базу знаний и электронный журнал, получать сведения о результатах обучения, организовывать игровую форму обучения посредством интеллектуальных дуэлей между пользователями, а также получать доступ к сведениям о имеющейся на вооружении учебной пожарно-спасательной части пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, к интерактивной карте района выезда пожарно-спасательного караула с размещением различных объектов защиты и их характеристиками, дорог, водоисточников и других сведений, необходимых для ликвидации пожаров. Кроме того, в программе предусмотрен функциональный модуль «Форум» и «Личные сообщения», предназначенные для обсуждения между пользователями актуальных вопросов обучения и профессиональной деятельности.

Заключение. В работе обоснована необходимость внедрения цифровых образовательных технологий в деятельность учебной пожарно-спасательной части вуза МЧС для повышения эффективности организации, ведения и контроля практик и стажировок курсантов. Представленное программное обеспечение, обеспечивает выполнение функциональных задач как в области обучения курсантов в вузе МЧС, так и в области служебно-профессиональной подготовки постоянного состава учебной пожарно-спасательной части. Перспективным направлением является внедрение представленного программного обеспечения в деятельность практических пожарно-спасательных частей для организации служебно-профессиональной подготовки пожарных.

Об авторах

И. А. Малый
Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

Игорь Александрович Малый, кандидат технических наук, доцент, начальник академии

г. Иваново



В. В. Булгаков
Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

Владислав Васильевич Булгаков, кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника академии – начальник института профессиональной подготовки

г. Иваново



И. Ю. Шарабанова
Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

Шарабанова Ирина Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель начальника академии по научной работе

 г. Иваново



Список литературы

1. Белозерова С.И., Чуйко О.И. Опыт применения LMS MOODLE для создания и сопровождения учебных курсов // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 78.

2. Жук М.Г., Потоцкая Н.Г. Особенности организации дистанционного обучения на основе образовательной среды MOODLE // Инновации в образовании. 2021. № 7. С. 100–110.

3. Кропотова М.Ю. Перспективы использования электронной системы MOODLE в образовательном пространстве СПО // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 2 (59). С. 25–28.

4. Хорошева А.В. Организация образовательного процесса с использованием системы дистанционного обучения MOODLE // Информационные технологии в УИС. 2020. № 4. С. 66–72.

5. Венцель В.Д., Цорина О.А., Янчий С.В. Организация обучения и контроля знаний студентов с использованием информационных технологий: на примере технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 50–54.

6. Рашидова З.Д., Везиров Т.Г. Развитие познавательной самостоятельности будущих бакалавров-лингвистов с использованием инструментов, предоставляемых системой дистанционного обучения // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2021. Т. 15. С. 241–245.

7. Попова Ю.Б. Автоматизированная система управления обучением CATS // Наука и техника. 2019. Т. 18. № 4. С. 339–349.

8. Савин М.А., Галягин К.С., Ошивалов М.А. и др. Использование интерактивных автоматизированных систем при обучении студентов вузов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 6. С. 54–60.

9. Попова Ю.Б. Интеллектуальная составляющая автоматизированной системы обучения CATS // Образовательные технологии и общество. 2019. Т. 22. № 4. С. 24–37.

10. Чайкина Е.В. Система контроля знаний при формировании профессиональной компетентности студентов технических вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2016. № 3. С. 91–96.

11. Аникина Е.И., Бабков А.С., Малышев А. В. Автоматизация функций деканата в электронной информационно-образовательной среде ЮЗГУ // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 6 (75). С. 44–50.

12. Антипин А.Ф. О разработке сетевой автоматизированной системы для контроля знаний по программированию // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-1. С. 19–23.

13. Даценко Н.В., Горбатенко С.А., Горбатенко В.В. Адаптивная автоматизированная система как средство дифференциации обучения при подготовке специалистов в области информационных технологий // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019. Т. 7. № 2 (25). С. 382–390.

14. Карышев А.А. Автоматизированная система контроля знаний // Электронный журнал: наука, техника и образование. 2016. № 1. С. 83–93.

15. Шахов Я.В., Демкин Д.В. Сравнительная оценка возможностей систем компьютерного тестирования TestMaker и Unitest System // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 2. С. 385–396.

16. Сорочинский М.А. Использование среды разработки по созданию тестов и опросов iSpring QuizMaker для организации контроля студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 166–167.

17. Булгаков В.В. Повышение качества теоретической подготовки курсантов с помощью информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 5. С. 44–53.

18. Малый И.А., Булгаков В.В., Шарабанова И.Ю., Орлов О.И. Применение цифровых технологий для подготовки курсантов в области пожаротушения // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 2. С. 51–59.

19. Демьяненко Ю.С., Алгазина Ю.Г., Музоватова Я.Ю. Автоматизированная информационная система документооборота противопожарной службы ФГКУ «СПСЧ ФПС по Алтайскому краю» // МАК: Математики – Алтайскому краю. 2021. № 3. С. 137–140.

20. Гладков С.В., Мышкин Р.А. Автоматизация процессов оперативной и служебной деятельности в подразделениях пожарной охраны // Пожарная и аварийная безопасность. 2016. № 3 (3). С. 30–40.

21. Колпаков Д.Г., Павлов М.М., Чибинев К.Н., Янц А.И. Компьютерные системы управления в гарнизонной службе пожаротушения // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2016. № 3. С. 380–383.

22. Римшин В.Ю. Разработка многофункционального планшета пожарного // Colloquiumjournal. 2020. № 10-1 (62). С. 65–67.


Рецензия

Для цитирования:


Малый И.А., Булгаков В.В., Шарабанова И.Ю. Цифровая пожарно-спасательная часть: новый уровень организации подготовки курсантов МЧС. Открытое образование. 2022;26(1):4-12. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-4-12

For citation:


Malyj I.A., Bulgakov V.V., Sharabanova I.Yu. Digital Fire and Salvage Unit: A New Level of Training for Emercom Cadets. Open Education. 2022;26(1):4-12. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-4-12

Просмотров: 489


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)