Использование информационных технологий в развитии иноязычной научной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-13-23
Аннотация
Целью работы является обоснование и апробирование практико-ориентированной интерактивной информационно-педагогической технологии, предполагающей активную роль студентов в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для использования иностранного языка в научно-исследовательской деятельности. Актуальность данной проблемы обусловлена процессом глобализации экономики, переходом национальной экономики на инновационный путь развития и востребованностью в связи с этим специалистов, обладающих как системой профессиональных знаний, так и способностью осуществлять коммуникацию на иностранном языке и на этой основе успешно решать научно-исследовательские задачи.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительного анализа существующих подходов к решению проблемы, общенаучный системный подход, позволяющий исследовать процесс взаимодействия субъектов и объектов образовательной деятельности в вузе и возможность повышения эффективности образовательного процесса на основе использования цифровых инструментов, а также системы дистанционного обучения Мoodle. Разработанная технология апробирована в Минском филиале ФГБОУ ВО ≪Российский экономический университет≫ им. Г.В. Плеханова≫ в работе со студентами первого курса направления подготовки 38.03.05 ≪Бизнес-информатика≫, профиль программы – ≪Цифровая трансформация бизнеса≫; направления подготовки 38.03.02 ≪Менеджмент≫, профиль программы – ≪Маркетинг≫ и направления подготовки 38.03.01 ≪Экономика≫, профиль программы – ≪Бизнес-статистика и аналитика≫.
Результаты. В рамках исследования разработана и апробирована авторская практико-ориентированная интерактивная информационно-педагогическая технология, основанная на использовании студентами цифровых инструментов и системы дистанционного обучения (СДО) Мoodle в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности. Предлагаемая информационно-педагогическая технология позволяет вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность уже на первом курсе их обучения в университете. Изучение мнения студентов свидетельствует о том, что они удовлетворены процессом и результатом обучения. Об эффективности технологии свидетельствуют также результаты участия студентов Минского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова в иноязычных международных научных форумах и конкурсах.
Заключение. Предлагаемая технология, основанная на использовании студентами цифровых инструментов, гармонично сочетает то лучшее, что есть в ≪живом≫ и ≪виртуальном≫ взаимодействии субъектов образовательного процесса, активизирует роль студентов в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для использования иностранного языка в научной-исследовательской деятельности и позволяет осуществлять эту деятельность уже на первых стадиях обучения в университете. В рамках рассмотренной технологии задействуется потенциал содержания образования по иностранному языку и используется личностно-ориентированная педагогическая технология Дальтон, а также выросший из этой технологии метод ≪перевернутый класс≫ (flipped class), являющиеся вариантами смешанного обучения (blended learning) и предполагающие сочетание элементов традиционного и электронного обучения.
Об авторе
Ю. Л. ЗагуменновБеларусь
Юрий Леонидович Загуменнов, к.п.н., доцент, доцент кафедры информационных технологий и гуманитарных дисциплин
г. Минск
Список литературы
1. Лебедева М.Б., Лебедева К.Г. Цифровые технологии и язык: опыт обучения иностранному языку в вузе // Университетские чтения 2021: Материалы научно-методических чтений ПГУ (Пятигорск, 17–19 марта 2021 года). Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2021. С. 31–38.
2. Suvorova S.L., Khilchenko T.V., Olar Yu.V. The implementation of distance technologies of learning a foreign language as a condition of innovation of the educational strategies of a university // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2021. Vol. 13. No 3. P. 90–98.
3. Shmeleva Zh.N. Relevant technologies of teaching a foreign language in a non-linguistic university // Baltic Humanitarian Journal. 2021. Vol. 10. No 3 (36). P. 210–213.
4. Богуш Н.Б., Иванова Е.А. Практика изучения иностранного языка студентами технического вуза в режиме вынужденного дистанционного обучения (английский и французский языки) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2020. № 6(75). С. 66–73.
5. Карташова Е.А., Круть А.С. Использование дистанционных форм обучения на практических занятиях по иностранному языку в военном вузе // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 2. С. 38–42.
6. Глотова А.В. Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 4. С. 56–66.
7. Zhumadillayeva O.A., Rakhimbekova G.O. Distance learning of a foreign language at nonlinguistic universities using the Zoom platform // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. No 4-7(72). P. 88–93.
8. Zubkov A.D. Problems of Using MOOCs for Teaching Foreign Language to University Students // Сибирский учитель. 2021. No 5 (138). P. 20–23.
9. Пучковская Т.О. Использование мобильных устройств и облачных сервисов в образовательном процессе // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами. (Москва, 25 января 2017 года) Ответственные редакторы С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. С. 216–220.
10. Миронцева С.С., Черницова Ю.П. Опыт разработки электронного курса по иностранному языку в электронной информационно-образовательной среде вуза // Управление в социальных и экономических системах. 2021. № 30. С. 56–57.
11. Omarova G.N., Koken L., Knol M.V. Distance learning foreign languages in a nonlanguage university // Bulletin of Kazakh National Women’s Teacher Training University. 2019. No 2. P. 124–128.
12. Zelenin H. Pedagogical support of foreign languages distance learning of university students // Colloquium-journal. 2021. No 14-3(101). P. 45–47.
13. Ермолова Т.В. Использование Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Мир педагогики и психологии. 2019. № 5(34). С. 48–53.
14. Kurbanov A. K. The use of Internet technologies in the implementation of offline teaching a foreign language to students of nonlinguistic universities // Globus: Psychology and Pedagogy. 2021. Vol. 7. No 2(42). P. 21–23.
15. Shevtsova J. V. Conducting involving and efficient on-line foreign language classes at nonlinguistic higher educational institutions // Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: Сборник статей по материалам IVМеждународной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 27–28 апреля 2021 года). Под редакцией М.В. Золотовой. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 252–256.
16. Aksenova I., Yuzbasheva E. The role of motivation in teaching foreign language to university students based on a communicative approach using ICT tools // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Материалы XI научно-практической конференции (Москва, 20–24 апреля 2020 года). Под общей редакцией А.А. Богатырева. М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. P. 36–41.
17. Горшкова К.В., Лубожева Л.Н. Обеспечение личностно ориентированного характера обметода «перевернутый класс» // Челябинский гуманитарий. 2021. № 2(55). С. 71–78.
18. Гладких Д.С. Использование технологии Flipped Classroom при обучении иноязычной письменной речи в старшей школе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2018. № 14. С. 118–123.
19. Енбаева Л.В., Иванова М.А. Технология Flipped Classroom на уроке английского языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2017. № 13. С. 131–135.
20. Bergmann, J., Overmyer J., Wilie B. The Flipped Class: Myths vs. Reality [Электрон. ресурс] The Daily Riff. 2011, July. Режим доступа: http://www.thedailyriff.com/articles/the-flippedclass-conversation-689.php.
21. Mohan, D. Flipped Classroom, Flipped Teaching and Flipped Learning in the Foreign/ Second Language Post–Secondary Classroom // Nouvelle Revue Synergies Canada. 2018. Vol. II. № 11. P. 1-12.
22. Загуменнов Ю.Л. Использование принципов личностно-ориентированной технологии Дальтон в высшем учебном заведении // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития в условиях цифровой экономики: сб. ст. XV междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 24 июня 2021 года). Минск: БГАТУ, 2021. C. 26–29.
23. Загуменнов Ю. Л. Развитие управленческих компетенций студентов на основе демократизации и информатизации учебного процесса в вузе // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 2. С. 55–64.
24. Шамова Т.И., Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. 100 с.
25. Успехи в конкурсе I Всероссийского научно-практического студенческого форума «Global Issues 2021» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://reu.by/nauka/novosti-konferencii/1431-uspekhi-v-konkurse-i-vserossijskogo-nauchnoprakticheskogo-studencheskogo-foruma-globalissues-2021.html. (Дата обращения: 15.02.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Загуменнов Ю.Л. Использование информационных технологий в развитии иноязычной научной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза. Открытое образование. 2022;26(1):13-23. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-13-23
For citation:
Zagoumennov I.L. Use of Information Technologies in the Development of Foreign Language Scientific Communication Competence of Students of a Non-Linguistic Higher Education Institution. Open Education. 2022;26(1):13-23. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-13-23