Целесообразное применение педагогического сайта преподавателя русского языка как иностранного в новой дидактике
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-24-33
Аннотация
Цель исследования. Автор продолжает исследовать эффективность использования сайта преподавателя русского языка как иностранного и ставит своей целью показать, что преподавательский сайт в новой дидактике может служить одним из основных средств обучения русскому языку как иностранному на подготовительном курсе вуза. В ходе исследования сформулировать понятие ≪педагогический сайт или сайт преподавателя≫ и выявить валидность эффективности учебного сайта преподавателя www.russian-teacher.ru. Сайт преподавателя рассматривается в формате педагогической технологии как мультимедийное средство обучения и доказательно выявляется его актуальность. Квинтэссенцией педагогического сайта, как и любого проекта в педагогике, автор предлагает считать позитивно-результативный подход, учитывая психологию и физиологию новой языковой личности. В основе заложена идея Н.А. Бернштейна о ≪моделировании будущего≫. В исследовательской статье представлены некоторые примеры использования педагогического сайта на подготовительном курсе русского языка как иностранного, вузов, а также среди узбекских учителей на территории Узбекистана.
Материалы и методы. Для исследования и выявления целесообразности проделан теоретический анализ работ по физиологии Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, по психолингвистике А.А. Леонтьева, Г. Пауля, по новой дидактике В.К. Дьяченко и М.А. Мкртчяна, по педагогическому моделированию А.С. Дохина, по педагогической технологии В.А. Сластёнина, по дистанционному обучению А.В. Хуторского и Е. Полат. Преподавателем-исследователем было проведено наблюдение среди разных групп обучающихся, в связи с этим дополнены инновационные приёмы обучения. Были проведены опросы среди обучающихся иностранцев, которые отметили необходимость сайта, но при совместном обучении с преподавателем эффективность сайта более весома.
Результаты. Впервые разработана и описана педагогическая модель сайта, включающая цели, задачи, принципы, технологии, функции, инвариантное и вариантное содержание. Сформулировано и объяснено новое понятие ≪педагогический сайт≫, раскрыты условия, соответствующие понятию. Предложены и описаны педагогические технологии: ≪Живой диалог≫, ≪Учим слова быстро≫, ≪Учимся писать по-русски≫, ≪От простого к сложному≫ позволяющие формировать и совершенствовать коммуникативную компетенцию обучающихся. Показаны преимущества сайта при обучении русскому языку как иностранному относительно учебных пособий.
Заключение. Используя доказательную педагогику, преподаватель русского языка как иностранного представляет сайт www.russian-teacher.ru как целесообразное средство в современном обучении, показывает эффективность работы с ним как с педагогической системой, где каждый из элементов взаимосвязан с другими. Внимательно изучив идею учёного-физиолога о моделировании будущего, преподаватель-исследователь настоятельно рекомендует закладывать её в основу каждого педагогического проекта. Актуальной темой в настоящее время остаётся критериальность результативно-позитивного аспекта с точки зрения психологии.
Об авторе
С. В. МарчукРоссия
Светлана Владимировна Марчук, Преподаватель-исследователь РКИ
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Азимов Э.Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 2006. 150 с.
2. Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 124–129
3. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2005. № 3. С. 71–77.
4. Petty G. Evidence-Based Teaching: A practical approach. Second Edition. Cheltenham: Nelson Thornes, 2009. 378 p.
5. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.
6. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 5. С. 48–70.
7. Хуторской А.В. Семь ошибок управления дистанционным образованием // Народное образование. 2020. № 2. С. 141–144.
8. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
9. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Под ред. В.А. Сластенина. 9-е изд. М.: Академия, 2008. 576 с.
10. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 1. С. 11–20.
11. Родионова И.А. Личный сайт педагога как одно из условий успешной педагогической деятельности // Современная педагогика. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/05/7129 (Дата обращения: 24.01.2022).
12. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.
13. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1947. 647 с.
14. Мкртчян М.А. Начала новой дидактики // Инновации в образовании. 2012. № 7. С. 47–57.
15. Пауль Г. Принципы истории языка. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. 499 с.
16. Бернштейн Н.А. Очередные проблемы физиологии активности // Проблемы кибернетики. 1961. № 6. С. 101–160.
17. Бернштеjк РСФСР. М., 1958. № 2, 89 с.
Рецензия
Для цитирования:
Марчук С.В. Целесообразное применение педагогического сайта преподавателя русского языка как иностранного в новой дидактике. Открытое образование. 2022;26(1):24-33. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-24-33
For citation:
Marchuk S.V. Expedient Application of The Pedagogical Website of a Teacher of Russian As A Foreign Language in The New Didactics. Open Education. 2022;26(1):24-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-24-33