Особенности дистанционного обучения в высших учебных заведениях в условиях пандемии Covid-19
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-34-41
Аннотация
Целью исследования является исследование качества дистанционного обучения. В работе определены основные проблемы, которые возникли при переходе на дистанционную форму обучения в связи с эпидемиологической ситуацией в 2020–2021 гг. в Российской Федерации.
Материалы и методы. Для получения данных проводилось анкетирование среди студентов Крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского. В результате тестирования качества дистанционного обучения получен массив из 187 записей. Данные обработаны в программе IBM SPSS Statistics 23.0 методами описательной статистики. В работе применялись следующие методы: анализ методологической, педагогической, психологической, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования; частные методы – классификация, систематизация, сравнение, анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование содержания обучения. В опросе приняли участие 60,9% женщин и 39,1% мужчин, среди них большинство студентов очной формы обучения (96,2%), меньше – заочной (2.7%) и очной-заочной (1,1%) форм обучения. Среди уровней высшего образования: студентов бакалавриата – 86,8 %, магистратуры – 10,4 % и аспирантуры – 2,7%.
Результаты. Исследование показало, что половина студентов высших учебных заведений адаптировались к новым условиям дистанционного обучения. У половины уменьшилась учебная мотивация, лишь четверть респондентов удовлетворены полностью качеством процесса обучения, половина отмечает увеличение нагрузки. При оценке качества программных средств студенты отмечали неудобства в использовании платформы Moodle: проблемы плохого отображения лекций, технические перебои в процессе воспроизведения материала, отсутствие валидных гиперссылок. Больше половины студентов считают, что обеспечены нужным количеством материала для самостоятельного изучения. При анализе степени социальной активности обучающиеся отметили снижение общения с одногруппниками и потребность в ≪живом≫ общении с преподавателями. Больше половины обучающихся отмечают повышение уровня общей тревожности. В выборе работ, которые преподаватели чаще использовали на своих занятиях обучающиеся отмечают выдачу заданий для самостоятельного выполнения, размещение учебных материалов, проведение групповых занятий, онлайн-тестирование и проведение видео-занятий. Среди опрошенных половина сталкивалась с трудностями в решении практических заданий без помощи преподавателя и не всегда справлялись с большим количеством заданной информации. Большинство проблем на начальных этапах внедрения были быстро устранены.
Заключение. На основании исследования было установлено, что количество плюсов дистанционного обучения превалирует над количеством минусов. Потенциал применения обучения в таком формате находится на высоком уровне, обеспечивая тем самым перспективы его использования. Однако, тем не менее, исследование также показало, что необходима дальнейшая работа в области улучшения обратной связи между педагогами и обучающимися в условиях уменьшения невербальной коммуникации. В исследовании предложены пути по устранению основных трудностей, с которыми сталкиваются как обучающиеся, так и преподаватели во время дистанционного обучения.
Об авторах
О. Н. ГончароваРоссия
Оксана Николаевна Гончарова, д.п.н., профессор кафедры прикладной математики факультета математики и информатики
г. Симферополь
М. Ю. Халилова
Россия
Милера Юсуфовна Халилова, аспирант кафедры педагогики факультета психологии
г. Симферополь
Список литературы
1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. Под ред. Полат Е.С. М.: Академия, 2004. 416 с.
2. Piña A.A. Instructional Design Standards for Distance Learning. Bloomington: Association for Educational Communications and Technology, 2017. 133 p.
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 1924 «Об эксперименте в области дистанционного образования».
4. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой короновирусной инфекции на территории Российской Федерации».
5. Концептуальная записка: Образование в эпоху Covid-19 и в последующий период [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf
6. Carlsen A., Holmberg C., Neghina C., Owusu-Boampong A. Closing the gap: opportunities for distance education to benefit adult learners in higher education. Hamburg: UIL, 2016. 113 p.
7. International Review of Research in Open and Distributed Learning Ed. Blomgren C. September 2020. Vol. 21. N. 3. 338 p.
8. Мирзаев Ш.С. Задачи дистанционного обучения. Программные реализации систем дистанционного обучения // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 12. С. 839–842.
9. Fominykh M.V., Ganem А. The practice of problem modeling in the context of distance learning // Сборник трудов конференции «Акмеология профессионального образования» (Екатеринбург, 16 марта 2021 года) Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. С. 126–131.
10. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9-1(87). С. 53–56.
11. Логинова Н.С., Бендрикова А.Ю., Дегтярев С.И. Дистанционное обучение: проблемы и варианты их решения (на примере обобщения опыта дистанционного обучения в АГМУ) // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2021. № 3. С. 6-19.
12. Алехина Е.А., Макарова Н.А. Особенности организации дистанционного обучения органической химии в педагогическом вузе в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Открытое образование. 2020. № 24 (5). С. 36–46.
13. Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 49–60.
14. Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия посттравматического стрессового расстройства // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 3. С. 46–72.
15. Темлянцева С.Н. Реализация принципа наглядности и образности хореографического образования в условиях дистанционного обучения // МНКО. 2021. №2 (87). С. 103–105.
16. Турянская О.Ф. Теоретические основы личностно ориентированного подхода к обучению. Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2015. 278 с.
17. Исайкина М.А. Реализация проблемного обучения посредством технологии кейсов // Сборник научных статей по материалам международного форума «Гуманизация образовательного пространства» (Саратов, 14–15 марта 2019 года). Саратов: Перо, 2019. С. 322–327.
18. Донова М.М., Киселев В.Н., Веретенникова Е.Г., Лозина Е.Н., Щербаков С.М. Автоматизация деятельности тьюторов в вузе // Бюллетень науки и практики. 2021. № 2. С. 314–322.
19. Дьячкова М.А., Томюк О. Н. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. 184 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гончарова О.Н., Халилова М.Ю. Особенности дистанционного обучения в высших учебных заведениях в условиях пандемии Covid-19. Открытое образование. 2022;26(1):34-41. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-34-41
For citation:
Goncharova O.N., Halilova M.Yu. Features of Distance Learning in Higher Education Institutions in The Context of The Covid-19 Pandemic. Open Education. 2022;26(1):34-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-34-41