Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Анализ формирования мотивации студентов к изучению физики в современных условиях

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-19-29

Аннотация

Цель исследования. Реорганизация учебного процесса, осуществляемого с использованием дистанционных образовательных технологий и платформы электронного обучения Blackboard, в условиях смешанного обучения с преобладанием дистанционной формы обучения в период 2020-2022 гг., вызвала необходимость провести оценку эффективности такой вынужденной реорганизации и внести необходимые корректировки в преподавание физики студентам младших курсов бакалавриата.  

Цели проведенного исследования: выяснить отношение студентов к использованию различных форм активного обучения в процессе преподавания курса физики, оценить степень их мотивации к обучению, провести сравнительный анализ оценки результативности реорганизации учебного процесса в условиях вынужденного преимущественно дистанционного обучения с точки зрения преподавателей и студентов.

Материалы и методы. Для совершенствования учебного процесса, организованного с использованием дистанционных образовательных технологий, и внесения в него необходимых корректировок в условиях доминирования дистанционной формы, по итогам изучения курса физики было проведено анкетирование студентов и проанализированы его результаты. Выборка респондентов осуществлялась среди бакалавров, обучающихся на инженерно-технических направлениях и изучавших курс «физика» на первом курсе физико-технического института Петрозаводского государственного университета. Анкетирование и обработка результатов проводилось на платформе электронного обучения Blackboard Learn с применением встроенного в него функционала.

Вопросы анкеты были направлены на выявление отношения студентов к разным аспектам процесса обучения и для оценки эффективности методик, применяемых авторами для повышения мотивации к обучению. Вопросы, предлагаемые для самообследования, относились к проблемам организации процесса обучения (в т.ч. и в условиях дистанционного обучения); о мотивации к обучению; персональной компетенции и коммуникативных способностях студентов и преподавателей; рефлексии. В ходе проведенного опроса обучающимся было предложено также сформулировать свое мнение об итогах изучения курса физики и высказать предложения по усовершенствованию преподавания.

Результаты. Результаты проведенного исследования показали, что удалось организовать систематическую работу студентов в течение семестра по всем направлениям учебной деятельности, обеспечить достаточно равномерный характер самостоятельной работы студентов в ходе семестра, мотивировать обучающихся к освоению физики, а также уменьшить число неуспевающих по этой учебной дисциплине. Обучающимися была дана высокая оценка эффективности применения электронных образовательных ресурсов по физике.

Как преподаватели, так и студенты отметили эффективность использования модульно-рейтинговой технологии обучения. Её применение позволило реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, в котором сочетались мотивация, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории и самооценка.

Данные анкетирования свидетельствуют о том, что для усиления мотивации обучающихся целесообразно привлекать их к научно-исследовательской деятельности в той или иной форме, начиная уже с первого курса.

При проведении опроса была проанализирована роль личностных и профессиональных качества преподавателя физики высшей школы.

Заключение. Результаты проведенного исследования показали, что в условиях преимущественно дистанционного обучения удалось организовать систематическую работу студентов по всем предложенным направлениям учебной деятельности, обеспечить достаточно равномерный характер самостоятельной работы студентов и мотивировать обучающихся к изучению физики. Комплексное использование модульно-рейтинговой технологии оценивания и электронных образовательных ресурсов было высоко оценено студентами и позволило реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Анализ результатов анкетирования позволил осуществить обратную связь между субъектами инновационного образовательного процесса, оценив его организацию с учетом мнений студентов и преподавателей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости продолжения работы по организации учебного процесса в рамках мотивационно-деятельностной концепции активного обучения с учетом внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения для всех инженерных бакалавриатов.

Об авторах

Е. Л. Казакова
https://petrsu.ru/persons/895/kazakova
Петрозаводский государственный университет
Россия

 Елена Лионовна Казакова,  доцент кафедры общей физики 

Петрозаводск



Е. В. Мошкина
https://petrsu.ru/persons/900/moshkina
Петрозаводский государственный университет
Россия

 Елена Викторовна Мошкина,  доцент кафедры общей физики

 Петрозаводск



О. В. Сергеева
https://petrsu.ru/persons/903/sergeeva
Петрозаводский государственный университет
Россия

  Ольга Владимировна Сергеева, доцент кафедры общей физики

Петрозаводск



Е. В. Тихомирова
https://petrsu.ru/persons/1149/petrova
Петрозаводский государственный университет
Россия

 Елена Валентиновна Тихомирова,  доцент кафедры

Петрозаводск



Список литературы

1. Handriková J., Mihoková Jakubčeková J., Stachová D., Lusková M. Motivation for self-study of students during online teaching at the faculty of security engineering in selected subjects of the summer semester. EDULEARN21 Proceedings. 2021. С. 4733-4741. DOI:10.21125/edulearn.2021.0982.

2. Гончарова О.Н., Халилова М.Ю. Особенности дистанционного обучения в высших учебных заведениях в условиях пандемии Covid-19. Открытое образование. 2022. №26(1). С. 34-41. DOI:10.21686/1818-4243-2022-1-34-41.

3. Мошкина Е. В., Казакова Е. Л., Кручек М. М., Сергеева О.В. Аспекты организации учебного процесса по физике и математическому анализу в рамках междисциплинарного подхода. Физическое образование в вузах. 2018. №. 2(24). С. 30-40.

4. Kazakova E. L., Kirpu S. D., Kruchek M. M., Moshkina E. V. Sergeeva O. V. Tikhomirova E. V. Active Learning in Studying Physics as the First Research Experience of University Students. In: Caccamo M. T., Magazu S. Physics Education for Students: An Interdisciplinary Approach. Singapore: Bentham Books; 2021: С. 13-23. DOI:10.2174/9789814998512121010004.

5. Петров А. Е. Технологии дистанционного обучения в системе непрерывного образования. Открытое образование. 2013. №5. С. 47-51.

6. Бадарч Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: ИИТО ЮНЕСКО; 2013.

7. Зенков А. Р. Образование в условиях пандемии: возможности и ограничения цифрового обучения. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2020. № 3. С. 51-63. DOI:10.20542/afij-2020-3-51-64

8. Медведева И. П., Миндеева С. В. Модульно-рейтинговая система как эффективная технология повышения качества обучения математике в техническом вузе. Вестник ИрГТУ. 2015. № 4(99). С. 309-314.

9. Попов А. И., Пучков Н. П. Балльно-рейтинговая система в условиях реализации компетентностного подхода в обучении. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2016. №2 (60). С. 122-130.

10. Назаров А. И., Сергеева О. В. Преимущества дистанционных образовательных технологий – взгляды студентов и преподавателей. Открытое образование. 2016. №6. С. 42-50.

11. Справка Blackboard. URL: http://ru-ru.help.blackboard.com/ (дата обращения 28.03.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Казакова Е.Л., Мошкина Е.В., Сергеева О.В., Тихомирова Е.В. Анализ формирования мотивации студентов к изучению физики в современных условиях. Открытое образование. 2022;26(4):19-29. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-19-29

For citation:


Kazakova E.L., Moshkina E.V., Sergeeva O.V., Tikhomirova E.V. Analysis of Students’ Motivation Formation to Study Physics in Modern Conditions. Open Education. 2022;26(4):19-29. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-19-29

Просмотров: 491


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)