Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Методика обучения школьников основам безопасности в сети Интернет

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-14-24

Аннотация

Целью исследования является обоснование и апробирование интерактивной методики, предполагающей активное взаимодействие старшеклассника – модератора и школьников в процессе формирования у них компетенций в области информационной безопасности, позволяющих им успешно социализироваться в информационной среде. Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны, процессом информатизации всех сфер жизнедеятельности общества и востребованностью в этой связи субъектов общества, обладающих как знаниями в сфере информационной безопасности, так и способностью обеспечивать собственную технологическую, идеологическую и психологическую безопасность и на этой основе объективно анализировать и оценивать поступающую к ним информацию с учетом содержащихся в ней угроз. С другой – потребностью практики в методическом обеспечении процесса обучения школьников основам безопасности в сети Интернет и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели мы использовали системный подход для построения модели интерактивной методики обучения школьников основам информационной безопасности, деятельностный подход, позволяющий активизировать процесс взаимодействия субъектов познавательной деятельности и возможность повышения его эффективности на основе геймификации. В работе применялись следующие методы: анализ педагогической, психологической, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение, эксперимент, анкетирование, тестирование, опрос, диагностические методики (методики интернет-зависимости С.А. Куликова и Кимберли-Янг в адаптации С.А. Лоскутовой), методы математической статистики и наглядного представления результатов. В эксперименте были задействованы 66 школьников с пятого по девятый классы и 5 старшеклассников в качестве модераторов школы № 28. г. Магнитогорска.

Результаты. В рамках исследования разработана и апробирована интерактивная методика обучения школьников основам безопасности в сети Интернет, реализуемая в рамках внеурочной деятельности на основе авторской программы, разработанной на спиралевидном принципе представления содержания обучения, взаимодействия учителя, старшеклассника – модератора и школьников на принципе наставничества, с использованием геймификации. Разработанный нами гейм-сценарий на принципах постепенного усложнения ситуационных заданий в зависимости от возраста школьников (механика геймификации), сотрудничества (динамика геймификации) и мотивации (компоненты геймификации), реализован в виде мобильного приложения с элементами дополнительной реальности. В рамках данной методики ученики старшего звена выступают наставниками для обучающихся среднего школьного возраста. Изучение мнения школьников свидетельствует о том, что они удовлетворены процессом и результатом обучения.

Заключение. Предлагаемая интерактивная методика обучения школьников основам безопасности в сети Интернет, сочетающая элементы традиционного и электронного обучения в рамках внеурочной деятельности, обеспечивает вовлечение школьников в учебный процесс на основе развития внешней и внутренней мотивации, повышает продуктивность их познавательной деятельности, исключает формализм в интерактивном взаимодействии и позволяет эффективно реализовать контроль и оценку результатов обучения.

Об авторах

М. В. Романова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Россия

Марина Викторовна Романова, к.п.н., доцент, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Москва



Е. В. Чернова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Россия

Елена Владимировна Чернова, к.п.н., доцент, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Москва



Список литературы

1. Рыбакова О.С. Законодательное регулирование обеспечения безопасности ребенка в интернет-пространстве // Правовая информатика. 2017. № 4. С. 49–54.

2. Петров В.П., Петров С.В. Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие. М.: ЭНАС, 2007.

3. Зегжда Д.П., Ивашко А.М. Основы безопасности информационных систем. М.: Горячая линия-Телеком, 2000.

4. Расторгуев С.П. Программные методы защиты информации в компьютерах и сетях. М.: Яхтсмен, 1993. 188 с.

5. Брандман Э. Информационная безопасность российского общества в современных условиях [Электрон. ресурс] // Власть. 2007. № 5. С. 68–71. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/05/Informacionnaya_bezopasnost.pdf.

6. Гафарова Г.Г., Смелянская В.В. Информационная безопасность личности [Электрон. ресурс] // Безопасность личности: состояние и возможности обеспечения. Материалы конференции. Пенза: Социосфера, 2012. Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/140/.

7. Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березенцева А.И. Информационная культура и информационная безопасность школьников // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 147–162.

8. Аров Х.Н., Денщикова Т.Ю., Должикова М.В., Глущенко И.А., Петьков В.А. Технология обучения школьников основам информационной безопасности // Вестник АГУ. 2017. № 4(2008). С. 117–123.

9. Старков А.Н., Доколин А.С. Использование метода проектов для предупреждения киберэкстремистских идей среди молодежи // Управленческие механизмы противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Материалы научно-практической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский государственный. технический университет им. Г.И. Носова, 2018. С. 112–116.

10. Кузнецова В.Ю. Обеспечение компетентности российских школьников в вопросах криптографии: анализ целей, возможных подходов и технологий, средств программной поддержки // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2019. № 2(46). С. 163–170.

11. Петрова С.О. Этические подходы к информационной безопасности школьников в условиях электронного обучения // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 3. С. 27–32.

12. Колесникова А.К., Пшеничная О.В., Чернова Е.В. Геймификация: использование игровой механики для обучения школьников основам безопасности в сети Интернет [Электрон. ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 6. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2020/201044.htm.

13. Карманова Е.В., Старков А.Н., Викулина В.В. Возможности применения технологии геймификации при реализации электронного обучения в вузе // Перспективы науки и образования. 2019. № 4(40). С. 462–472. DOI: 10.32744/pse.2019.4.35.

14. Romanova M.V., Romanov E.P., Varfolomeeva T.N., Lomakina E.A., Chernova E.V., Ruban K.A. Intellectual Game Application for Students’ Knowledge Control [Электрон. ресурс] // Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM 2016). С. 298–302. Режим доступа: http://www.atlantis-press.com/php/download_paper.php.

15. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: СПбГТУ, 2001. 512 с.

16. Монахов С.В., Савиных В.П., Цветков В.Я. Методология анализа и проектирования сложных систем. М.: Просвещение, 2005. 264 с.

17. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электрон. ресурс] // Эйдос. 2006. Режим доступа: http//www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.

18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2(1325). С. 58–64.

19. Бочаров М.И., Симонова И.В. Методика обучения информационной безопасности старшеклассников // Пространство и Время. 2013. № 4(14). С. 237–244.

20. Ковалева Н.Н. Информационное право России: учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

21. Шалилова Ш.Т. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 2(5). С. 142–148.

22. Васева Е.С. Применение ситуационных задач в обучении старшеклассников информационной безопасности // Вопросы педагогики. 2020. № 8(2). С. 20–23.

23. Олейник Ю.П. Игрофикация в образовании: вопросы об определении понятия [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20103.

24. Дмитриев В.Л., Каримов Р.Х. Облачные технологии и игрофикация как основа научно-образовательной платформы для организации электронного обучения [Электрон. ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2(22). Режим доступа: http://www.prof-obr42.ru/Archives/2(22)2016.pdf.

25. Каримов Р.Ж. Использование принципа игрофикации при организации электронного обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. Сборник научных трудов. Ульяновск: УлГТУ, 2015. С. 68–73.


Рецензия

Для цитирования:


Романова М.В., Чернова Е.В. Методика обучения школьников основам безопасности в сети Интернет. Открытое образование. 2022;26(2):14-24. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-14-24

For citation:


Romanova M.V., Chernova E.V. The Method of Teaching Schoolchildren the Basics of Security on The Internet. Open Education. 2022;26(2):14-24. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-14-24

Просмотров: 888


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)