Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Образовательные онлайн-платформы: классификация и критерии оценивания

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-27-34

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования: в качестве цифровых решений в системе высшего образования стали использовать онлайн-платформы, которые разрабатываются не только по заказу Министерства образования и науки РФ, но и коммерческими структурами. Рынок образовательных цифровых продуктов перенасыщен и представителям системы образования достаточно сложно ориентироваться во всем их многообразии. Интерес исследователей в основном нацелен на анализ онлайн курсов и не рассматриваются иные платформенные решения. Выбор ИТ-решения влияет как на образовательную среду, так и на модели обучения, поэтому рассмотрение онлайн платформ в разрезе их функционального предназначения является актуальной проблемой, чем и обусловлен интерес к поиску оптимальных средств оценивания онлайн-платформ. Целью исследования является разработка критериев оценивания образовательных онлайн-платформ, решающих дидактические задачи.

Материалы и методы. Исследование проводилось в течение последних пяти лет в три этапа и с использованием двух типов деятельности. На начальном этапе осуществлялся сбор данных, включающих результаты субъективного восприятия веб-сервисов участниками курсов повышения квалификации. На следующем этапе, с помощью мозгового штурма накидывали избыточный набор параметров оценивания. Параллельно осуществлялся поиск различных подходов к оцениванию платформенных решений. Анализ эмпирических данных результатов анкетирования субъектов образования, позволило выявить основную проблему исследования, а библиографический метод поиска позволили выявить существующие критерии оценивания онлайн-курсов. На заключительном этапе осуществлялась систематизация и структуризация полученных результатов. Использованные методы позволили перейти от субъективных оценок к объективным характеристикам образовательных онлайн-платформ.

Результаты: в статье рассматриваются подходы к оцениванию онлайн платформ с позиции их эффективного применения в образовательном процессе. Многообразие имеющихся и создаваемых онлайн ресурсов предполагает необходимость формирования навыков оценивания виртуальных образовательных сред, что требует разработки критериев оценивания и необходимых количественных показателей. Проанализированы основные подходы к классификации образовательных платформ, предложена собственная типология по способам взаимодействия участников образовательного процесса. Разработаны критерии оценивания платформенных решений и сделана их группировка по трем основаниям: техническим, функциональным и дидактическим возможностям. Формулировка критериев позволяет использовать индикаторы наличия или отсутствия определенного качества платформ, которая способствует снизить субъективность оценивания.

Выводы: Цифровая трансформация образовательного пространства предполагает возможность встраивания в учебный процесс различных ресурсов: гаджетов, веб разработок и онлайн платформ. В работе предложена классификация онлайн-платформ по типам взаимодействия, что позволило разграничить критерии их оценивания от решаемых дидактических задач. Двухэтапная модель оценивания платформ позволяет уже при знакомстве с ресурсом качественно оценить возможности его использования и сделать выбор в пользу того или иного сервиса.

Об авторе

А. Х. Шелепаева
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Альбина Хатмулловна Шелепаева - кандидат педагогических наук, доцент Департамента  Бизнес-информатики. SPIN-код: 8676-6257.

Москва

 



Список литературы

1. Weber P., Abuhamdieh A. Educational Service Strategy: Educational Service Platforms and E-Learning Patterns // International Journal of Instructional Technology & Distance Learning. 2011. Т. 8(4). С. 3–14.

2. Оценка качества онлайн-курсов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://neorusedu.ru/activity/otsenka-kachestva-onlayn-kursov. (Дата обращения: 07.04.2020).

3. Васильковский С.А. На пути к цифре: обзор докладов ОЭСР, посвященных деятельности, развитию и влиянию онлайн-платформ // Вестник международных организаций. 2020. Т. 15. № 4. С. 196–203. DOI: 10.17323/1996-7845-2020-04-10.

4. Смирнова А.А. Образовательные онлайн-платформы как явление современного мирового образования: к определению понятия // Искусственные общества. 2019. Т. 14. № 1. DOI: 10.18254/S207751800005274-0.

5. Bangor A., Kortum P., Miller J. An empirical evaluation of the System Usability Scale // International Journal of Human-Computer Interaction. 2008. Т. 24(6). С. 574–594. DOI: 10.1080/10447310802205776.

6. Orfanou K., Tselios N., Katsanos C. Perceived Usability Evaluation of Learning Management Systems: Empirical Evaluation of the System Usability Scale’ // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Т. 16. № 2. С. 227–246.

7. Brooke J. SUS: a retrospective // Journal of usability studies. 2013. Т. 8(2). С. 29–40.

8. Ullah F, Samad Sepasgozar P, Ali TH. Real estate stakeholders technology acceptance model (RESTAM): User-focused big9 disruptive technologies for smart real estate management // in Proceedings of the 2nd International Conference on Sustainable Development in Civil Engineering (ICSDC 2019), Jamshoro, Pakistan. 2019.

9. Ullah F., Sepasgozar, S.M., Thaheem, M.J., Wang, C.C., Imran, M. It’s all about perceptions: A DEMATEL approach to exploring user perceptions of real estate online platforms // Ain Shams Engineering Journal. 2021. С. 1–21.

10. Delone W.H., Mclean E.R. Measuring e-commerce success: Applying the DeLone & McLean information systems success model // International Journal of electronic commerce. 2004. № 9(1). С. 31–47.

11. Hsu C.M., Yeh Y.C., Yen J. Development of design criteria and evaluation scale for webbased learning platforms // International Journal of Industrial Ergonomics. 2009. Т. 39(1). С. 90–95.

12. Zhang Z. Research on learning evaluation of online general education course based on BP neural network // Computational Intelligence and Neuroscience. 2021.

13. Андреев А.А. Оценка качества онлайн курсов // Территория науки. 2015. № 1. С. 20–25.

14. Buendia G., Hervas Jorge A. Evaluating e-learning platforms through SCORM specifications // Virtual Multi Conference on Computer Science and Information Systems. 2006.

15. Бауэр В.П., Ерёмин В.В., Смирнов В.В. Цифровые платформы как инструмент трансформации мировой и российской экономики в 2021–2023 годах // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 14(1). С. 41–51. DOI: 10.26794/1999849X2021-14-1-41-51.

16. Шилоносова Н.В., Бутрина Ю.В. Анализ развития онлайн-платформ в условиях шеринговой экономики // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2019. Т. 13. № 4. С. 167–179.

17. OECD. An Introduction to Online Platforms and Their Role in the Digital Transformation. Paris: OECD Publishing. 2019. DOI: 10.1787/53e5f593-en.

18. Резак Е.В. Сравнительный анализ цифровых онлайн-платформ, предназначенных для реализации электронного и дистанционного обучения в образовательной деятельности // ТОГУ-СТАРТ: фундаментальные и прикладные исследования молодых. 2021. C. 435–439.

19. Коваленко, А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 3(57). С. 64–90.

20. Оносов А.А., Брызгалина Е.В., Савина Н.Е., Туманов С.В. Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирование рисков // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8–9. С. 135–151. DOI: 10.31992/08693617-2018-27-8-9-135-151.

21. ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2.


Рецензия

Для цитирования:


Шелепаева А.Х. Образовательные онлайн-платформы: классификация и критерии оценивания. Открытое образование. 2022;26(3):27-34. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-27-34

For citation:


Shelepaeva A.K. Online Educational Platforms: Classification and Criteria for Assessing. Open Education. 2022;26(3):27-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-27-34

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)