Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Деинституционализация образования в условиях глобального профессионального сдвига

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-66-74

Аннотация

Целью работы является анализ процессов трансформации современного образования в сторону его деинституционалиазции под влиянием изменений профессиональной структуры ранка труда. В качестве современной тенденции рассматривается глобальный профессиональный сдвиг в сторону новых профессий, появляющихся в условиях четвертой промышленной революции, в результате чего происходит повышение роли и значимости неформального и информального образования, сопровождающееся возрастанием спроса на онлайн-образование.  Основными задачами исследования является определение текущих тенденций развития формального непрерывного образования в Российской Федерации в сравнении с трендами развития неформального онлайн-образования.

Материалы и методы. При осуществлении анализа использовались результаты социологических исследований, статистические данные, отражающие процессы в сфере дополнительного профессионального образования, включенности взрослого населения в непрерывное образование, востребованности платформ онлайн-образования в России, а также экспертные мнения, аналитические и информационные материалы, библиографические источники. Проводился вторичный анализ и интерпретация результатов социологических опросов, систематизация и классификация используемых теоретических и фактологических материалов, применялись методы статистического анализа.

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что под влиянием четвертой промышленной революции на рынке труда происходит глобальный профессиональный сдвиг, приводящий к значительному ускорению процессов деинситуционалиазции профессионального образования, выражающихся в существенном повышении роли и значимости неформального образования в удовлетворении образовательных потребностей граждан и сетевизании образовательного процесса. Распространение неформального онлайн-образования приводит к размыванию институциональных границ образования как традиционного социального института. Перечень и содержание программ ДПО в большей части отражает традиционный спектр профессий и слабо трансформируются под влиянием глобального профессионального сдвига. Это определяет низкий уровень вовлеченности взрослого населения в непрерывное образование формального вида, и переток спроса на дополнительное образование в неформальный сектор в условиях бурного развития онлайн-образования.

Рисками деинституциализации формального образования становятся его дисфункции, выход за рамки традиционных функций, появление новых функций, что приводит к потере «своего места» образовательными учреждениями и снижении значимости традиционного вузовского образования.

Заключение. Четвертая промышленная революция, провоцируя глобальный профессиональный сдвиг, приводит к повышению значимости неформального и информального онлайн-образования. Изменение профессиональной сферы требует ускоренного развития гибкой, безбарьерной, быстро реагирующей на данные изменения среды опережающего образования, которое становится постоянно длящимся процессом, погруженным в онлайн-среду. Его открытость, интегрированость с профессиональной практикой, сетевизация и цифровизация становятся наиболее значимыми характеристиками. Перспективными оказываются экосистемные образовательные пространства, формирующиеся как вокруг образовательных организаций, так и вокруг обучающихся, что свидетельствует о продолжении процессов деинституционализации профессионального образования в будущем.

Об авторах

Л. В. Константинова
ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"
Россия

  Лариса Владимировна Константинова,  д.с.н., профессор, директор НИИ развития образования

 Москва 



Н. Н. Гагиев
ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"
Россия

 Николай Николаевич Гагиев,  к.э.н., ведущий научный сотрудник НИИ развития образования

 Москва 



Д. А. Штыхно
ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"
Россия

  Дмитрий Александрович Штыхно, к.э.н., доцент, проректор 

 Москва 



Список литературы

1. Иванова С.В., Иванов О.Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // Этап: Экономическая теория, анализ, практика. 2019. №6. С. 7-30.

2. Как автоматизация повлияет на рабочие места? [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.co.uk/services/economics/insights/the-impact-of-automation-on-jobs.html (дата обращения: 22.05.2022).

3. Данченок Л.А., Зайцева А.С., Комлева Н.В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики. Открытое образование. 2019;23(1):34-45. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-34-45

4. Пешкова Г.Ю., Самарина А.Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. – № 10. – С. 50-75. – DOI 10.17853/1994-5639-2018-10-50-75.

5. Жуковская И.Е. Основные тренды совершенствования деятельности высшего учебного заведения в условиях цифровой трансформации. Открытое образование. 2021;25(3):15-25. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-15-25

6. Вершинина И.А. Трансформация рынка труда глобальных городов и ее социальные последствия // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 14. – С. 27-32.

7. Лукша П., Лукша К., Песков Д., Коричин Д. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 22.05.2022).

8. Атлас профессий будущего [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.ru/atlas#/ (дата обращения: 22.05.2022).

9. Ямщикова Т.Н., Лукьянчикова Т.Л. Акторы ex ante и ex post профессиональной структуры занятости на рынке труда // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 1. – С. 139-147.

10. Кашепов А.В. Рынок труда РФ в 2020-2021 гг.: безработица и структурные изменения // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 2(43). – С. 33-44. – DOI 10.34022/2658-3712-2021-43-2-33-44. (дата обращения: 22.05.2022).

11. Гончарова О.Н., Халилова М.Ю. Особенности дистанционного обучения в высших учебных заведениях в условиях пандемии Covid-19. Открытое образование. 2022;26(1):34-41. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-34-41 (дата обращения: 22.05.2022).

12. Какие профессии исчезнут к 2030 году? [Электронный ресурс]. URL: https://futurehub.winningthehearts.com/kakie-professii-ischeznut-k-2030 (дата обращения: 23.05.2022).

13. World Economic Forum. The Future of Jobs: Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (дата обращения: 23.05.2022).

14. The Shape of Jobs to Come by Rohit Talwar [Электронный ресурс]. URL: https://fastfuture.com/shop/shape-of-jobs/ (дата обращения: 23.05.2022).

15. The Future of jobs report. World Economic Forum. October 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (дата обращения: 23.05.2022).

16. ВЦИОМ. Запрос на образование [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zapros-na-obrazovanie-1 (дата обращения: 24.05.2022).

17. ВЦИОМ. Непрерывное обучение - для всех [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nepreryvnoe-obuchenie-dlja-vsekh (дата обращения: 24.05.2022).

18. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018.

19. Сведения по программам дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/d48/d48ccac73c8979438320411a409ff09c.csv (дата обращения: 24.05.2022).

20. Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5eb9cc339a79471380ca55f9 (дата обращения: 24.05.2022).

21. Индикаторы образования: 2022: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, О.А. Зорина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/557472415.pdf (дата обращения: 24.05.2022).

22. Укрепляй и властвуй. Итоги 2020 года для российского рынка EdTech [Электронный ресурс]. URL: https://edtechs.ru/blog/post/itogi-2020-goda-dlya-rossijskogo-rynka-edtech (дата обращения: 24.05.2022).

23. Исследование российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс]. URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf (дата обращения: 25.05.2022).

24. Сорокина И. Глобальные процессы в современном образовании [Электронный ресурс]. URL: https://znanio.ru/media/globalnye_protsessy_v_sovremennom_obrazovanii-124267 (дата обращения: 25.05.2022).

25. Манылов Д. Новый мировой тренд: подготовка суперпрофессионала без участия вуза? [Электронный ресурс]. URL: https://forpost-sz.ru/a/2021-05-10/novyj-mirovoj-trend-podgotovka-superprofessionalov-bez-uchastiya-vuza?fbclid=IwAR31EBtr6N99xQIU-wFPiAzqVrncC8bFa68cd0tgtl6A6U6LVPG3Qz5er74 (дата обращения: 25.05.2022).

26. Шмурыгина О.В. Деинституционализация высшей школы // Правовые и научно-методологические основы развития образования в Российской Федерации: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 марта 2015 года / Отв. за вып. А. А. Воронина. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. – С. 90-94.


Рецензия

Для цитирования:


Константинова Л.В., Гагиев Н.Н., Штыхно Д.А. Деинституционализация образования в условиях глобального профессионального сдвига. Открытое образование. 2022;26(4):66-74. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-66-74

For citation:


Konstantinova L.V., Gagiev N.N., Shtykhno D.A. Deinstitutionalization of education in the context of a global professional shift. Open Education. 2022;26(4):66-74. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-66-74

Просмотров: 558


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)