Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Эмпирическая модель предуниверсария

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-4-16

Аннотация

Цель исследования. Обобщение результатов построения модели предуниверсария (на примере экономического лицея РЭУ им. Г.В.  Плеханова) для общего случая организации специализированных школ.

Материалы и методы. Методом выборочного наблюдения по критерию включенности в образовательный процесс были отобраны 226 респондентов с целью проведения стандартизированного опроса. Для обработки полученных результатов использовались методы математико-статистического анализа, такие как корреляционный, регрессионный и факторный анализы. Для анализа субъективной эффективности предуниверсария как формы образования был проведен контролируемый эксперимент.

Результаты исследования. Были получены и обобщены следующие результаты:

  1. деятельность предуниверсария тесно связана с профориентационной работой. Именно профориентационную работу ученики выделяют как ключевое направление работы предуниверсария.
  2. удовлетворенность школьников как участников образовательного процесса зависит от компетенций педагогов и удовлетворенности материально-технической базой предуниверсария.
  3. выделяется две траектории профессионального самоопределение учащихся. Первая – через университет, при котором находится предуниверсарий. Вторая – через более широкие потребности рынка труда.
  4. мнение преподавателей по блоку профессионального самоопределения в сравнении со школьниками более однородно. Преподаватели считает, что большинство обучающихся сделали осознанный выбор и их выбор удовлетворяет потребностям рынка труда.
  5. участники образовательного процесса считают, что функциональная модель предуниверсария наиболее эффективна. В результате эксперимента были получены результаты, касающиеся субъективной эффективности моделей предуниверсария. Детали эксперимента описаны в результатах исследования и позволяют сделать вывод об эвристике учеников касательно модели обучения.

Заключение. Результаты исследования показали, что учащиеся предуниверсария удовлетворены образовательным процессом, что во многом связано с компетенциями педагогов. Как раз университет как организация, аккумулирующая в себе ученых и представителей научного сообщества, может стать неимение затратной платформой для организации взаимодействия между талантливыми педагогами и талантливыми учащимися.

В результате исследования была установлены различия между профориентацией на университет, при котором располагается предуниверсарий, и общей профориентацией. И частная, и общая профориентация направлены на снижение рисков для обучающегося не до конца определиться в выборе профессии при поступлении в ВУЗ.

С экономической точки зрения, предуниверсарий аккумулирует в себе ресурсы университета в части материально-технического оснащения и, например, питания. Это является немаловажным фактором, влияющим на удовлетворенность учащихся от образовательного процесса.

Эмпирическая модель предуниверсария, которая основана на функциональном взаимодействии учащихся предуниверсария со студентами ВУЗа (модель представлена на рисунке 2), доказывает важность стратегических исследований в области экономики образования и образовательной политики. Результаты исследования могут быть использованы для развития предуниверсариев как формы школьного образования с целью развития человеческого капитала на этапе школьного обучения и повышения субъективной успешности и удовлетворенности от образовательного процесса учащихся.

Авторы надеются, что данная статья станет платформой для исследования предуниверсария как формы школьного образования в экономической и социологической плоскостях анализа.

Об авторах

А. И. Болвачев
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Алексей Ильич Болвачев - доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей школы финансов.

Москва



К. А. Кушнарев
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Кирилл Алексеевич Кушнарев - Лаборант-исследователь Высшей школы финансов.

Москва



Список литературы

1. Лозинг В. Р., Фиофанова О. А. Организационная модель старшей школы-предуниверсарий: индивидуальные учебные планы и образовательные маршруты // Народное образование. 2015. № 10. С. 97–105.

2. Петти В. Политическая арифметика. — В кн.: Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз, 1940. 156 с.

3. Федотова Е. Л., Никитина Е. А. Предуниверсарий как пространство развития одаренности школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1. C. 137–140.

4. Acemoglu D. Introduction to economic growth // Journal of economic theory. 2012. Т. 147. № 2. С. 545–550.

5. Aryana M. Relationship between self-esteem and academic achievement amongst pre-university students // Journal of applied sciences. 2010. Т. 10. № 20. С. 2474–2477.

6. Bhojani U. M., Chander S. J., Devadasan N. Tobacco use and related factors among preuniversity students in a college in Bangalore, India // National Medical Journal of India. 2009. Т. 22. № 6. С. 294.

7. García-Peñalvo F. J., Mendes A. J. Exploring the computational thinking effects in pre-university education // Computers in Human Behavior. 2018. Т. 80. С. 407-411.

8. Heath S. Widening the gap: pre‐university gap years and the ‘economy of experience’ // British journal of sociology of education. 2007. Т. 28. № 1. С. 89-103.

9. Howells K. The future of education and skills: education 2030: the future we want. Paris: OECD, 2018.

10. Hughes L., Moriarty B. Evaluation of a preuniversity program for senior secondary students making career choices: implicatons for program design and university promotional activities // Society for the Provision of Education in Rural Australia. 2006. C. 71–81.

11. Ireson G. The quantum understanding of pre-university physics students // Physics Education. 2000. Т. 35. № 1. С. 15.

12. Kadapatti M.G., Vijayalaxmi A.H.M. Stressors of academic stress--a study on preuniversity students // Indian Journal of Scientific Research. 2012. С. 171–176.

13. Kraay A. Methodology for a World Bank human capital index // World Bank Policy Research Working Paper. 2018. № 8593.

14. Odden A., Kelly J. Strategic management of human capital in public education. Madison WI: CPRE. 2008.

15. Pancer S. M. et al. Cognitive complexity of expectations and adjustment to university in the first year // Journal of Adolescent Research. 2000. Т. 15. № 1. С. 38-57.

16. Riazi A. M., Mosalanejad N. Evaluation of Learning Objectives in Iranian High-School and Pre-University English Textbooks Using Bloom’s Taxonomy // TESL-EJ. 2010. Т. 13. № 4.

17. Shafie S. Readiness for self-directed learning and use of language learning strategies of preuniversity student : дис. – Tesis Sarjana. Universiti Kebangsaan Malaysia. 2004.

18. Smith A. The Wealth of Nations: An inquiry into the nature and causes of the Wealth of Nations. Harriman House Limited. 2010.

19. Thompson P. Pre-university engineering education in New South Wales // Pre-university engineering education. Brill. 2016. С. 101-120.

20. World Bank. The Human Capital Index 2020 Update: Human Capital in the Time of COVID-19. World Bank, Washington, DC. 2020.


Рецензия

Для цитирования:


Болвачев А.И., Кушнарев К.А. Эмпирическая модель предуниверсария. Открытое образование. 2022;26(3):4-16. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-4-16

For citation:


Bolvachev A.I., Kushnarev K.I. Empirical Model of Pre-University. Open Education. 2022;26(3):4-16. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-4-16

Просмотров: 442


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)