Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Обучение старшеклассников аудированию в условиях англоязычной мультимодальной коммуникации посредством обучающей программы на базе MOODLE

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-46-55

Аннотация

Целью работы является описание обучающей программы как технологического способа реализации методики формирования навыков и развития умений аудирования в условиях англоязычной мультимодальной коммуникации на уровне среднего общего образования на базе аутентичных аудиовидеоматериалов и технологии дистанционного обучения LMS Moodle. Актуальность проблемы заключается в том, что существует необходимость в обеспечении результативного участия в роли реципиента в межкультурной мультимодальной коммуникации, участники которой используют вербальный и невербальный язык во взаимодействии для продуцирования целостного смысла. С точки зрения методики преподавания иностранных языков это означает, что обучающийся на уровне среднего общего образования должен обладать развитыми умениями воспринимать (аудиально и визуально одновременно) и понимать социальные действия на английском языке с коммуникативной уклончивостью, которая порождается продуцирующим с помощью взаимозависимого применения невербального языка с вербальным.

Материалы и методы. Теоретическое обоснование разработки обучающей программы обеспечено посредством теоретического анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме. В группу методов также вошли моделирование, метод упражнений, метод программированного обучения, метод микрообучения, задействована технология HTML5 для разработки интерактивного контента в виде плагина H5P для технологии дистанционного обучения LMS Moodle, базовая программа редактирования аудиовидеоматериалов «Видеоредактор» (Windows 10).

Результаты работы. Уточнено понятия «аудио-визуальная рецептивная деятельность», изложены результатов отбора содержания обучения аудированию в условиях англоязычной мультимодальной коммуникации на уровне среднего общего образования на базе аутентичных аудиовидеоматериалов. Представлена матрица обучающей программы, описан комплекс упражнений, применение которого призвано обеспечить успешность формирования навыков и развития умений для обеспечения результативности восприятия и понимания в условиях мультимодальной коммуникации, приведен пример разработки интерактивного аудивизуального упражнения при помощи базовых и дополнительных плагинов LMS Moodle.

Заключение. Разработанная обучающая программа является технологических ядром методики обучения аудированию в условиях англоязычной мультимодальной коммуникации и призвана обеспечить частичную автоматизацию процесса формирования специальных рецептивных навыков и развития интерпретативных умений, необходимых отечественным обучающимся на уровне среднего общего образования для полноценного результативного участия в мультимодальной межкультурной коммуникации на английском языке.

Об авторах

М. В. Данилин
Школа 1798 Феникс
Россия

Михаил Вячеславович Данилин - Учитель английского языка.

Москва



Л. А. Милованова
Московский городской педагогический университет
Россия

Людмила Анатольевна Милованова – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики обучения английскому языку  и деловой коммуникации.

Москва



Список литературы

1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Пер. с англ. под общ. ред. проф. К.М. Ирисхановой. М.: Изд-во МГЛУ, 2003. 256 с.

2. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Companion Volume with New Descriptors, 2020 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-referencefor-languages-learning-teaching/16809ea0d4 (Дата обращения: 17.04.2022)

3. Сафонова В.В. Развитие культуры восприятия устной речи при обучении иностранному языку: современные методические проблемы и пути их решения // Иностранные языки в школе. 2011. № 5. С. 2-9.

4. Базина Н.В. Личностно-образующий потенциал немецкоязычных видеоматериалов для развития аудиовизуальных умений студентов нелингвистического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 4(22). C. 22–26.

5. Даминова С.О. Развитие умений иноязычного общения на основе аудиовизуализации // Инновации в образовании. 2015. № 2. С. 4–17.

6. Даминова С.О. Развитие умений аудиовизуализации на основе иноязычного научно-популярного видеофильма // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 120–135.

7. Leeuwen T. Introducing social semiotics. Abingdon: Routledge, 2005. 301 p. DOI: 10.1177/02673231070220030713

8. Jeweitt С., Bezeme. J, O’Halloran K. Introducing multimodality. New York: Routledge, 2016. 232 p. DOI: 10.4324/9781315638027

9. Adami E. Multimodality / The Oxford Handbook of Language and Society. 2017. P. 451– 472. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780190212896.013.23

10. Alm N, Parnes P. Augmentative and alternative communication: past, present and future // Folia Phoniatr Logop. 1995. №47(3). P. 165-192. DOI: 10.1159/000266349.

11. Halliday M.A.K. Language as social semiotic: The social interpretation of language and meaning. London: Edward Arnold, 1978. 256 p.

12. Гаврилова М.В. Социальная семиотика: теоретические основания и принципы анализа мультимодальных текстов // Политическая наука. 2016. №3. С. 101-117.

13. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.

14. Данилин М.В. Социосемиотический подход в обучении иноязычному аудированию: лингводидактические следствия учета взаимозависимости вербальных и невербальных семиотических ресурсов в коммуникации // Самарский научный вестник. 2021(а). Т.10. № 1. С. 313–320. DOI: 10.17816/snv2021101306

15. Tusting K. The Routledge Handbook of Linguistic Ethnography. London: Routledge, 2019. 406 p. DOI: 10.4324/9781315675824

16. Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности / Пер. с англ. Т.Ш. Адильбаев, И.В. Фомин // Политическая наука. 2016. № 3. С. 77-98.

17. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. 300 с.

18. Богин Г.И. Начальные уровни развития языковой личности у школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки (Пособие для методиста и учителя). Часть 1. // Hermeneutics in Russia. Герменевтика в России. 1999. №1.

19. Гальскова Н.Д, Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам // Лингводидактика и методика. 6-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.

20. Кошелев А. Д. Структура, классификация и принципы распознавания человеческих локомоций // Идеи Н.А. Бернштейна в наши дни: сборник статей. М.: ООО «Издательский дом КДУ», 2019. С. 99-117.

21. Чикунова Е.А. Критерии отбора аутентичных видеоматериалов для студентов экономических специальностей в процессе обучения английскому языку // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 78. № 3. С. 138-144.

22. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

23. Rothermich K., Pell M.D. Introducing RISC: A New Video Inventory for Testing Social Perception // PLOS ONE. 2015. Vol. 10. №7. P 1-24. DOI: 10.1371/journal.pone.0133902

24. Noordewier M.K., Breugelmans S.M. On the valence of surprise // Cognition and Emotion. 2013. Vol. 27. №7. P. 1326-1334. DOI: 10.1080/02699931.2013.777660

25. Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2005. 245 с.

26. Abulaish M., Ashraf K. Self-Deprecating Sarcasm Detection: An Amalgamation of RuleBased and Machine Learning Approach // IEEE/ WIC/ACM International Conference on Web Intelligence. 2018. P. 574-579. DOI: 10.1109/WI.2018.00-35

27. Koroshinadze N. Face-attacking and faceenhancing strategies // European Scientific Journal. 2016. Vol. 11. №10. P. 345-349. DOI: 10.19044/esj.2015.v11n10p%p

28. Jorgensen J. The function of sarcastic irony in speech // Journal of Pragmatics. 1996. №26. P. 613-634. DOI: 10.1016/0378-2166(95)00067-4

29. Taylor Ch. The relationship between irony and sarcasm: insights from a first-order metalanguage investigation // Journal of Politeness Research. 2017. Vol. 13. №2. P. 209-241. DOI: 10.1515/pr2015-0037


Рецензия

Для цитирования:


Данилин М.В., Милованова Л.А. Обучение старшеклассников аудированию в условиях англоязычной мультимодальной коммуникации посредством обучающей программы на базе MOODLE. Открытое образование. 2022;26(3):46-55. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-46-55

For citation:


Danilin M.V., Milovanova L.A. Developing High School Students’ Listening Skills in The Context of Multimodal English Communication by Means of a Moodle-Based Training Program. Open Education. 2022;26(3):46-55. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-46-55

Просмотров: 565


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)