Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Фрактальная теория и её финансовые приложения для повышения качества профессиональной подготовки в высшей экономической школе

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-56-64

Полный текст:

Аннотация

В рамках статьи представлен дидактический потенциал современной фрактальной теории и её финансовых приложений, связанных с моделированием и прогнозирование результатов финансовой деятельности. Целью исследования является выявление основные содержательно-методических особенностей раскрытия фрактальной теории и её финансовых приложений в практике профессиональной подготовки студентов экономических университетов. Результаты анализа научно-популярной и научной литературы по фрактальной теории и её приложениям позволили уточнить её дидактический потенциал в системе высшего экономического образования. Использование элементов технологического подхода в высшей экономической школе позволили сконструировать учебный процесс по фрактальной теории и её финансовым приложениям в виде системы микроцелей базового уровня, служащей ориентиром для организации и планирования результатов учебно-познавательной деятельности студентов экономического бакалавриата. Привлечение различных приёмов и методов теории педагогических технологий, основанной на установлении и исследовании закономерностей учебного процесса как результатах научного познания процесса образования человека, а также финансовые факультеты РЭУ им. Г. В. Плеханова и Финансового университета при Правительстве РФ как база опытно-экспериментальной работы позволили выявить отношение студентов к фрактальной теории и её приложениям, провести первичную апробацию фрактальной теории как нового элемента содержания математической подготовки, а также направления совершенствования учебного процесса по прикладным математическим дисциплинам. Особое внимание уделяется механизмам развития компетенций студентов в области принятия решений в условиях риска и неопределенности, осмысленного выбора методов исследования финансовых ситуаций, требующих принятия оптимальных решений. Представлена система микроцелей базового уровня, состоящая из тринадцати микроцелей и позволяющая преподавателю математических дисциплин конструировать инвариантное содержание в области фрактальной теории и её приложений для высшей экономической школы. Также акцентируется внимание на необходимость актуализации методической работы преподавателей математических дисциплин по проектированию и конструированию учебного процесса. В том числе задаваемого представленной в данной статье системой микроцелей базового уровня, регламентирующей учебный процесс на языке учебно-познавательной деятельности студента экономического бакалавриата. Отмечается, что сложные преобразования, происходящие в современном обществе, затрагивают различные аспекты социальных и финансово-экономических отношений, повышают требования к методической, проектировочной и технологической культуре преподавателя математических дисциплин. Среди перспектив исследования указаны разработка критериев отбора цифровых инструментальных средств для поддержки фрактальной теории и её финансовых приложений как элемента содержания профессиональной подготовки, а также разработка и последующая реализация программы дополнительного профессионального образования по альтернативным подходам к принятию решений в финансовой сфере. Содержание статьи может быть полезно для реализации прикладного, профессионального усиления преподавания обязательных математических дисциплин для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» различных направленностей (Математические методы в экономике, Мировая экономика, Финансы и кредит и др.), так и для постановки новых учебных дисциплин по выбору студентов, а также совершенствованию содержания программ дополнительного профессионального образования, связанных с количественным обоснованием принимаемых решений.

Об авторах

Д. А. Власов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Дмитрий Анатольевич Власов – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических методов в экономике РЭУ им. Г.В. Плеханова; доцент департамента математики ФУ при Правительстве РФ.

Москва



П. А. Карасев
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Петр Александрович Карасев - кандидат экономических наук, доцент кафедры Высшей математики.

Москва



А. В. Синчуков
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Александр Валерьевич Синчуков - кандидат педагогических наук, доцент кафедры Высшей математики.

Москва



Список литературы

1. Абдуразаков М.М., Есаян А.Р., Монахов В.М. Прогностический потенциал оптимизационной методологии и технологии проектирования методической системы обучения с наперед заданными свойствами // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12. № 3–2. С. 6–10.

2. Быканова О.А., Филиппова Н.В. Особенности преподавания дисциплин экономико-математического профиля в вузе // Перспективы науки. 2019. № 12(123). С. 237–241.

3. Власов Д.А. Введение в теорию игр. М.: Инфра-М, 2022. 222 с.

4. Власов Д.А. Особенности комплексного использования количественных методов в финансовой сфере // Системные технологии. 2020. № 1(34). С. 133–139.

5. Гриншкун В.В., Заславский А.А. Иерархическая структура алгоритмов построения индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2021. № 4(58). С. 15–20.

6. Карасев П.А., Чайковская Л.А. Совершенствование программ высшего образования в контексте современных требований рынков образовательных услуг и профессионального сообщества // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3. № 2. С. 3–9.

7. Липагина Л.В. Проблемы изучения будущими экономистами математических дисциплин в реалиях цифрового образования // Современная математика и концепции инновационного математического образования. 2018. Т. 5. № 1. С. 347–352.

8. Мандельброт Б. Фракталы и хаос. Множество Мандельброта и другие чудеса. М.: Регулярная и хаотическая динамика, 2009. 400 с.

9. Мандельброт Б., Хадсон Р. Л. (Не)послушные рынки. Фрактальная революция в финансах. М.: Вильямс, 2006. 408 с.

10. Мастяева И. Н., Горемыкина Г. И., Семенихина О. Н. Методы оптимальных решений. М.: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «КУРС», 2016. 384 с.

11. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгоград: Перемена, 2006. 365 с.

12. Муханов С.А., Муханова А.А. Проектирование образовательного процесса по математике в контексте всемирной инициативы CDIO // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1(17). С. 52–57.

13. Петерс Э. Фрактальный анализ финансовых рынков. Применение теории хаоса в инвестициях и экономике. М.: Интернет-трейдинг, 2004. 304 с.

14. Петерс Э. Хаос и порядок на рынках капитала. М.: Мир, 2000. 333 с.

15. Смирнов Е.И., Абатурова В.С. Математическая грамотность как результат освоения обучающимися современных достижений в науке // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6(123). С. 29–37.

16. Смирнов Е.И., Жохов А.Л., Юнусов А.А., Юнусова А.А., Симонова О.В. Наглядное моделирование этапов проявления сущности математических понятий и методических процедур // Известия Национальной академии наук Республики Казахстан. Серия физико-математическая. 2018. № 1(317). С. 87–93.

17. Сухорукова И.В., Чистякова Н.А. Формирование дополнительных глав по дисциплине ТВиМС для повышения конкурентоспособности выпускников // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2020. № 8. С. 243–248.

18. Фомин Г.П., Карасев П.А. Математика в экономике: 813 задач с комментариями и ответами: учебное пособие. М.: КноРус, 2019. 368 с.

19. Фомин Г.П., Чайковская Л.А., Максимов Д.А. Риски в экономике. М.: КноРус, 2021. 256 с.

20. Baker M. The Roles of Models in Artificial Intelligence and Education Research: A Prospective View // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2020. № 11. С. 122–143.

21. Anderson T., Shattuck J. Design-based research: a decade of progress in education research? // Educational Researcher. 2012. № 41(1). С. 16–25.


Рецензия

Для цитирования:


Власов Д.А., Карасев П.А., Синчуков А.В. Фрактальная теория и её финансовые приложения для повышения качества профессиональной подготовки в высшей экономической школе. Открытое образование. 2022;26(3):56-64. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-56-64

For citation:


Vlasov D.A., Karasev P.A., Sinchukov A.V. Fractal Theory and Its Financial Applications for Improving the Quality of Professional Training at The Higher School of Economics. Open Education. 2022;26(3):56-64. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-56-64

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)