Комплексный подход к внедрению смешанного обучения в высшей школе
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-55-65
Аннотация
Цель статьи представить результаты исследования возможностей комплексного подхода к внедрению смешанного обучения в высшей школе. Вопрос применения новых форм выстраивания образовательного процесса по-прежнему остается актуальным. Пандемия обострила дискуссию вокруг разнообразия программных средств и методических приемов, которые используются при дистанционном и смешанном обучении. При этом сохраняются нормативные, технические и психологические ограничения их применения, а само понятие смешанного обучения все еще уточняется. В статье обобщены теоретические наработки по вопросу смешанного обучения, подчеркивается актуальность проблемы его внедрения, конкретизированы заинтересованные стороны и их позиции, сформулированы предложения по вариантам обучения в смешанном формате.
Материалы и методы: первая часть статьи написана в русле обзорного исследования, а именно количественного анализа и сопоставления содержания научных публикаций по исследуемой теме. Для подготовки второй эмпирической части авторами был проведен опрос студентов по востребованным вариантам внедрения смешанного обучения, результаты которого обрабатывались с помощью систематизации собранных данных, работы со специализированными программными продуктами, интернет-источниками, графического представления результатов.
Результаты. Выявлены внутренние и внешние заинтересованные стороны внедрения смешанного обучения в высшей школе. Подчеркнуто, что при единстве цели – повышение качества учебного процесса – их требования несколько отличаются и образуют своеобразный комплекс задач, которые следует учитывать при внедрении смешанного обучения, при безусловной приоритетности позиций преподавателя и студента. На основе библиометрического анализа дефиниции «смешанное обучение» показан стремительный рост количества публикаций по теме, что наглядно иллюстрирует заинтересованность педагогического сообщества. Приведены данные, характеризующие мнение студентов о внедрении смешанного обучения. Для повышения эффективности учебного процесса предложено использовать комплексные решения при внедрении смешанного обучения в высшей школе с учетом мнения всех заинтересованных сторон, и прежде всего преподавателей и обучающихся.
Заключение. Результаты исследования способствуют конкретизации направлений дальнейшей работы по совершенствованию практики внедрения и использования смешанного обучения учреждениями высшего образования.
Об авторах
А. В. РайхлинаРоссия
Анна Владимировна Райхлина, доцент кафедры "Государственное и муниципальное управление и медиакоммуникации"
Ярославль
М. В. Громова
Марина Валентиновна Громова, старший преподаватель кафедры
«Менеджмент и обшегуманитарные науки»
Ярославль
Р. В. Колесов
Роман Владимирович Колесов, к.э.н., заместитель директора по учебной работе, заведующий кафедры «Менеджмент и обшегуманитарные науки»
Ярославль
Список литературы
1. Дементьева А.С. Понятие смешанного обучения, преимущества и некоторые сложности в его реализации // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 3. С. 910-914.
2. Громова М.В., Молочкова С.А., Яманова М.В. Анализ применения дистанционного формата обучения в системе высшего и школьного образования. В сборнике: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Ярославль, 2021. С. 240-245.
3. Серафимович И.В., Конькова О.М., Райхлина А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 1. С. 14-26. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-000-000
4. Bryan A., Volchenkova K.N. Blended learning: definition, models, implications for higher education // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, педагогические науки. 2016. Т.8. №2. С. 24-30. DOI: 10.14529/ped160204
5. Bonk C. J. & Graham Ch. R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco, Pfeiffer Publ., 2006, 580 p. DOI: 10.5465/AMLE.2008.31413871
6. Григорьева И.В. Развитие и внедрение технологии смешанного обучения (blended learning) и онлайн-обучения, как важной составляющей цифровизации образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 3. С. 34-45. DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10080
7. Плетяго Т. Ю., Остапенко А. С., Антонова С. Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. 2019 Т. 21. № 5. С. 113–130. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-5-113-130
8. Фомина А.С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационнотехнологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. 2014. №21. С.272-279.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "Об образовании в Российской Федерации" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.07.2022).
10. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).
11. ФГОС [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 15.07.2022).
12. Райхлина А.В. Возможности использования информационных технологий в обучении студентов экономических специальностей. В книге: Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. Тезисы докладов XIV всероссийской научно-методической конференции. 2020. С. 258-260.
13. Янченко И.В. Смешанное обучение в вузе: от теории к практике // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 280.
14. Маторина И.Н., Нуриева Н.С. Смешанное обучение как средство оптимизации образовательного процесса в вузе // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2020. № 3 (28). С. 36-39.
15. Батчаева З.Б., Болурова М.И., Каракотова Р.А., Дудов И.Д. Смешанное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 68-4. С. 20-24. DOI: 10.18411/lj-12-2020-138
16. Макурина А.В. Смешанное обучение как средство повышения качества современного образования // Образование и качество жизни. 2020. № 1 (19). С. 36-37.
17. Головачева В.Н., Шакирова Ю.К., Савченко Н.К., Абилдаева Г.Б., Клюева Е.Г. Смешанное обучение в индивидуализации обучения студентов // Труды университета. 2019. № 2 (75). С. 5-9.
18. Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся // Исследователь/Researcher. 2019. № 3 (27). С. 165-180.
19. Изенева С.В. Смешанное обучение как способ повышения эффективности самостоятельной работы студента // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. Т. 1. № 2. С. 34-35.
20. Соковикова Е.Е., Куницкая Н.А. Смешанное обучение как новая форма организации образовательного процесса в вузе // Управление в социальных и экономических системах. 2022. № 31. С. 80-81.
21. Котов Г.С. Современные образовательные технологии в эпоху цифровизации // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 227-230.
22. Краснов С.В., Калмыкова С.В., Краснова С.А. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 89-101. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-89-101
23. Menggo S., Darong H.C. Blended learning in ESL/EFL class // Language and Language Teaching Journal. 2022. 25(1). Р.132-148. DOI: 10.24071/llt.v25i1.4159
24. Secor M. Hybrid and Blended Learning – A Step in the Right Direction // World Journal of Education. 2022. 12(2). Р. 41-43. DOI: 10.5430/wje.v12n2p41
25. Ginting D., Putri Y. R. T. Implementing blended learning in a pragmatic class for college students: what makes blended learning engaging? // Journal of English Educational Study (JEES). 2022. 5(1). P. 39-48. DOI: 10.31932 /jees.v5i1.1448
26. Fenech R., Baguant P., Abdelwahed I. Blended Learning: An Experiment on Student Attitudes // International Journal of Web-Based Learning and Teaching Technologies. 2021. 16(6). P. 1-12. DOI: 10.4018/IJWLTT.20211101.oa13
27. Rolé Sh. The Identification of Key Online Learning Dispositions of College Students Learning in A Blended Learning Course // European Journal of Teaching and Education. 2020. 2(3). P. 1-11. DOI: 10.33422/ejte.v2i3.492
28. Chaeruman U.A. Determining the Appropriate Blend of Blended Learning // American Journal of Educational Research. 2018. 6(3). P. 188-195. DOI: 10.12691/education-6-3-5
29. Hazelkorn E., Locke W. Blended learning is dead, long live blended learning! // Policy Reviews in Higher Education. 2021. 5(1). P.1-4. DOI: 10.1080/23322969.2021.1873348
30. Качалова Г.С., Багавиева Т.К., Бутаков В.В. Смешанное обучение: ожидания и реальность // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 3 (63). С. 120-129. DOI: 10.15293/1812-9463.2103.10
31. Чернышева О.В. Смешанное обучение - плюсы и минусы // Актуальные вопросы образования. 2021. № 1. С. 207-210. DOI 10.33764/2618-8031-2021-1-207-210
32. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. C. 5—19. DOI: 10.17759/pse.2018230301
Рецензия
Для цитирования:
Райхлина А.В., Громова М.В., Колесов Р.В. Комплексный подход к внедрению смешанного обучения в высшей школе. Открытое образование. 2022;26(4):55-65. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-55-65
For citation:
Rajkhlina A.V., Gromova M.V., Kolesov R.V. Integrated Approach to the Introduction of Blended Learning in Higher Education. Open Education. 2022;26(4):55-65. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-55-65