Воспитательная среда как основа формирования универсальных компетенций студентов
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-22-30
Аннотация
Цель исследования. Законодательство Российской Федерации описывает образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. При этом воспитание справедливо стоит перед обучением, на первом месте, на всех ступенях образования. О важности воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования прописано в различных нормативно-правовых документах федерального уровня. Законодатель определяет воспитание как системный процесс, который един для понимания всеми педагогическими работниками сферы образования, поэтому активное развитие воспитательной среды стало одной из первостепенных задач для университетов независимо от их ведомственной принадлежности. От воспитательной среды, в которой осуществляется целостный образовательный процесс, зависит результативность современного образования. Причем, на первый план согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования выходят не профессиональные, а универсальные компетенции, предоставляющие возможности гибким стратегиям человека (образование, профессия, личные и социальные стратегии) в конкурентной среде, которая ускоряет изменения на рынке труда. Именно среда является основой для формирования универсальных компетенций студентов. Однако в практике российских образовательных организаций высшего образования потенциал воспитательного процесса не включается в формирование универсальных компетенций выпускника. Целью представленной работы является анализ современного состояния воспитательной среды образовательных организаций высшего образования как основы формирования универсальных компетенций студентов.
Материалы и методы исследования. Базу исследования составила научно-методическая литература, раскрывающая сущность образовательного пространства в высших учебных заведениях, изучающая вопросы воспитания в образовательных организациях высшего образования и составляющие воспитательной среды при формировании универсальных компетенций студентов. При изучении данных источников по рассматриваемой проблеме использовались методы теоретического анализа и синтеза, их абстрагирование и конкретизация. Методологической базой исследования выступили комплексный и технологический подходы как наиболее важные составляющие воспитательной среды, системный и средовой подходы, как основа образовательной функции университета при моделировании воспитательной среды с расчетом на профилирующую подготовку, а также деятельностный подход, связанный с деятельностной природой формирования универсальных компетенций студентов.
Результаты. В результате исследования изучен исторический аспект формирования понятия «воспитательная среда» и уточнена его формулировка, выявлены отличия данного понятия от понятия «воспитывающая среда» и охарактеризованы возможности воспитательной среды при формировании универсальных компетенций студентов.
Заключение. Проведенный теоретический анализ и выводы исследования по рассматриваемой проблеме могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов регулирования воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования, тем самым повышая качество целостного образовательного процесса. Важно анализировать возможности воспитательной среды образовательных организаций высшего образования при практическом формировании универсальных компетенций студентов.
Об авторе
А. В. ЧураковаРоссия
Анна Владимировна Чуракова - старший преподаватель
Мурманск
Список литературы
1. Чуракова А.В. Регулирование воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования через федеральные нормативно-правовые документы // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36). С. 201–205.
2. Бычкова Т.В. Современная парадигма образования и культуры воспитания в инновационных процессах в высшей школе // Проблемы межрегиональных связей. 2017. № 12. С. 35–36.
3. Sher M.L., Saznina H.M. Modern technologies methods and approaches in the educational process // Colloquium-Journal. 2018. № 12-3(23). С. 47–50.
4. Belova T.A., Britskaya A.L. Upbringing and education: historical and psychological aspect // European journal of natural history. 2018. № 5. С. 44–47.
5. Польская Г.А., Польский В.С. Воспитание в системе образования высшей школы // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2019. № 1. С. 88–92.
6. Жевакина Н.В. Воспитание студенческой молодежи в условиях образовательного учреждения высшего образования с позиции личностно-ориентированного подхода // Педагогика и психология: теория и практика. 2020. № 2(18). С. 48–51.
7. Danek J. Philosophical and societal elements of human upbringing // Xlinguae. 2019. Т. 12. № 4. С. 66–67.
8. Пономарев А.В., Гущин О.В., Осипчукова Е.В., Ггречухина Т.И., Голубина В.В., Кузьмин М.А., Фокин А.А., Алешкин А.В., Витюк Е.В., Калинина А.Н. Воспитательная среда университета: традиции и инновации. Екатеринбург: Уральский университет, 2015. 408 с.
9. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. С. 123–128.
10. Дорожкина Е.С. «Воспитывающая среда» как категория педагогических исследований // Известия Волгоградского педагогического университета. 2020. № 6(149). С. 4–9.
11. Соколова Н.А. Социальная педагогика: учебник и практикум для вузов [Электрон. ресурс]. М.: Юрайт, 2021. 222 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/470918. (Дата обращения: 22.08.2022).
12. Чуракова А.В. Особенности формирования универсальных компетенций будущих педагогов физической культуры // Перспективы науки. 2021. № 12(147). С. 327–329.
13. Образцов П.И., Дулепов Д.В. Формирование общекультурных компетенции у будущих офицеров в условиях организации воспитательной работы военного вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 1(74). С. 194–199.
14. Сухорукова А.А., Михеечев А.А. Особенности формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов, обучающихся в техническом вузе. Курск: Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 140–143.
15. Селиванова Н.Л. Векторы развития воспитания в системе образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 10. С. 8-10.
16. Лапшова А.В., Зиновьева С.А., Некрасова И.В. Социально-педагогическая функция вуза в профессиональном воспитании современного специалиста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72(3). С. 209–212.
Рецензия
Для цитирования:
Чуракова А.В. Воспитательная среда как основа формирования универсальных компетенций студентов. Открытое образование. 2022;26(6):22-30. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-22-30
For citation:
Churakova A.V. Educational Environment as the Basis for the Formation of Universal Competencies of Students. Open Education. 2022;26(6):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-22-30