Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Перспективы развития современного этапа высшей школы

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-4-9

Аннотация

Целью исследования стала ситуация вокруг будущего высшего образования России. Она сложилась не вчера, но последние события в мире подтолкнули к принятию решения по реформированию существующей системы. Кого-то устраивает действующая (номинально) болонская система, а кто-то радеет за старый добрый специалитет. Авторы решили высказать свою точку зрения на данную проблему, так как им не все равно в какой системе образования работать.

Авторы рассмотрели историю развития российского высшего образования: от монархического до современного периодов. Оценили каждый из них. Выявили положительные и отрицательные тенденции системы высшего образования. Сравнили болонскую систему со специалитетом.

Опираясь на многолетний преподавательский опыт работы в вузе; проанализировав открытые публикации коллег, можно сказать, «что должно и чего не должно быть» в новой системе. С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства.

Привлекательность дистанционной формы обусловливается следующими принципами: гибкость; модульность; экономическая эффективность; автоматизация контроля; использование специализированных технологий и средств обучения (видеоконференции; тестовые оболочки; чаты; блоки проверки посещаемости; автоматизированная рейтинговая системы и т.д.). Положительный опыт последних десяти лет – использование электронных учебных комплексов внутри читаемых дисциплин.

Вывод, оставить электронные комплексы в ассортименте педагога. При этом, необходимо помнить и о негативных для образования последствиях использования дистанционных технологий: отсутствие контакта между студентом и преподавателем; отсутствие контроля за качеством приобретаемых знаний; безопасность передаваемой информации между обучаемыми и обучающими; необходимость наличия мощной технической базы у участников образовательного процесса и их уровень подготовленности при работе с новыми системами и программами

Нулевое тестирование абитуриентов показало несформированность у них навыков логического мышления, обрывочность знаний и отсутствие системности. Однозначно, необходимо отказаться от системы ЕГЭ при наборе абитуриентов.

Остро встает вопрос с некоторыми специальностями: наблюдается переизбыток менеджеров, бухгалтеров, юристов. При этом ощущается нехватка, например, специалистов IT-сферы, инженеров. Необходимо скоординировать список специальностей для подготовки таких специалистов, которые будут востребованы через 5–10 лет.

За последние двадцать лет количество часов на одну ставку преподавателя увеличилось с 720 до 900 часов, что, естественно, сократило время (да и желание) на науку. Необходимо возродить систему переподготовки профессорско-преподавательского со- става, обеспечив модификацию знаний и применяемых технологи в процессе обучения. Необходимо поднять престиж профессии преподавателя, его мотивированность.

Специалитет подтвердил свою жизнеспособность. Нужно только дополнить его, подтвердившими свою эффективность технологиями.

Высказанные предложения найдут отражение в организации дальнейшей работы в качестве преподавателя высшей школы.

Об авторах

И. И. Боброва
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Инна Игоревна Боброва. К.п.н., доцент, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Магнитогорск



Е. Г. Трофимов
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Евгений Геннадьевич Трофимов. К.п.н., доцент, доцент кафедры Кафедра прикладной математики и информатики

Магнитогорск



Список литературы

1. Афонина Н. Этапы становления высшего образования в РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/stanovlenie_vysshego_obrazovaniya_v_rossii_-_pervye_universitety./ (Дата обращения: 17.07.2022).

2. Статистика: Численность вузов в России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ruxpert.ru/Статистика:Численность_вузов_в_России. (Дата обращения: 17.07.2022).

3. Самсонов А. Зачем нужен миф о грамотной царской России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://topwar.ru/183874-zachem-nuzhen-mif-o-gramotnoj-carskoj-rossii.html. (Дата обращения: 17.07.2022).

4. Крючкова А. Советская школа. Бренд или миф? Мнения экспертов [Электрон. ресурс] // Аргументы и факты в Белоруссии. 2014. № 38. Режим доступа: https://aif.by/social/science/sovetskaya_shkola_brend_ili_mif_mneniya_ekspertov. (Дата обращения: 17.07.2022).

5. Гранина Н. «Эти знания наполняли голову, как чердак». Почему советское образование нельзя считать лучшим в мире [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2017/02/28/lubzin/. (Дата обращения: 17.07.2022).

6. Советское образование было лучшим в мире? (цикл лекций А.Филиппова с разбором мифов) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1457384.html. (Дата обращения: 17.07.2022).

7. Шлямин Н. Зачем России болонская система образования? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://topwar.ru/52731-zachem-rossii-bolonskaya-sistema-obrazovaniya.html. (Дата обращения: 17.07.2022).

8. Новая схема получения высшего образования «2+2+2»: Что это, как работает? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://disshelp.ru/blog/novaya-shema-polucheniya-vysshego-obrazovaniya-2-2-2-chto-eto-kak-rabotaet/. (Дата обращения: 17.07.2022).

9. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании. Практический курс. М.: Флинта, 2014. 202 c.

10. Осипова Л.Б., Горева О.М. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14612. (Дата обращения: 19.07.2022).

11. Боброва И.И. Информационная безопасность облачных технологий // В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. Материалы внутривузовской конференции. (9–12 октября 2015 г., Магнитогорск). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2015. С. 80–84.


Рецензия

Для цитирования:


Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Перспективы развития современного этапа высшей школы. Открытое образование. 2022;26(5):4-9. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-4-9

For citation:


Bobrova I.I., Trofimov E.G. Prospects for the Development of the Present Stage of Higher School. Open Education. 2022;26(5):4-9. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-4-9

Просмотров: 639


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)