Возможности включения «перевернутых» учебных ресурсов в профессиональную подготовку будущих учителей математики и информатики
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-40-50
Аннотация
Цель исследования. Цель работы заключается в описании возможностей включения заданий на проектирование, разработку, использование и опытно-экспериментальную оценку «перевернутых» учебных ресурсов в профессиональную подготовку будущих учителей математики и информатики для развития их предметно-методической готовности.
Формирование и развитие предметно-методической готовности является основной целью профессиональной подготовки будущих учителей в педагогическом вузе. Процесс создания «перевернутых» учебных ресурсов требует от их автора достаточно серьезной предметной и методической подготовки. Потенциально включение заданий на проектирование, разработку, экспертизу, практическое использование и оценку «перевернутых» учебных ресурсов в профессиональную подготовку будущих учителей математики и информатики способно создать условия, способствующие формированию компетенций будущих педагогов для выстраивания комплексного образовательного процесса в цифровой среде. Поскольку, с одной стороны, в таких дидактических средствах учебное содержание должно быть представлено систематизировано и структурировано, обладать логикой и иерархическими связями. С другой – включаемые в ресурсы проблемные вопросы должны отражать конкретные предметные образовательные результаты в соответствии с заданной таксономической моделью в учебной программе.
Материалы и методы. В статье на основе анализа теоретических и методических источников обосновывается актуальность проблематики поиска новых способов и средств реализации дополнительной предметной подготовки по математике и информатике как школьников, так и будущих учителей в контексте цифровизации образования. Представляется анализ примеров «перевернутых» учебных ресурсов, являющихся результатами выполнения проектных заданий обучающимися бакалавриата Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Через теоретико-методическое обоснование синтезируются основные возможности включения заданий на работу с такими ресурсами на разных этапах профессиональной подготовки будущих учителей математики и информатики в педагогическом вузе.
Результаты. В настоящем исследовании была актуализирована проблематика, связанная с возможностью включения «перевернутых» учебных ресурсов как цифровых дидактических средств в программы подготовки будущих учителей математики и информатики. Представлена и обоснована позиция авторов по вопросу о назначении такого рода средств обучения в контексте процессов цифровизации образования. Были продемонстрированы примеры результатов выполнения в течение 2021–2022 учебного года проектных заданий студентами старших курсов. Приведены ключевые дидактические и информационно-технологические особенности, возможный инструментарий для создания «перевернутых» учебных ресурсов. Конкретизирована дефиниция предметно-методической готовности будущего учителя математики и информатики как существенной составляющей готовности профессиональной. Описаны возможности усиления предметно-методической подготовки за счет включения заданий на работу с «перевернутыми» учебными ресурсами: аналитических – на младших курсах при освоении дисциплин, связанных с применением цифровых технологий в образовании; проектных – на средних курсах при освоении методических дисциплин; опытно-экспериментальных и экспертных – на старших курсах при прохождении производственной (педагогической) практики и освоении заключительных дисциплин профессиональной образовательной программы высшего педагогического образования.
Заключение. В заключении работы обобщаются полученные результаты и выводы, приводятся ключевые позиции авторов по вопросу включения «перевернутых» учебных ресурсов в профессиональную подготовку будущих учителей математики и информатики.
Материалы статьи могут представить интерес для преподавателей педагогических вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов, представителей школ, сотрудничающих с организациями высшего педагогического образования, исследователей в области цифровизации и цифровой трансформации образования.
Ключевые слова
Об авторах
П. С. ЛомаскоРоссия
Павел Сергеевич Ломаско. К.п.н., доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании
Красноярск
А. Л. Симонова
Россия
Анна Леонидовна Симонова. К.п.н., доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании
Красноярск
А. М. Лисман
Россия
Анастасия Михайловна Лисман. Магистрант кафедры информатики и информационных технологий в образовании
Красноярск
Список литературы
1. Барахсанова Е.А., Никифоров И.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами цифровой образовательной среды [Электрон. ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61(2). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kompetentnosti-buduschih-uchiteley-sredstvami-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy. (Дата обращения: 19.06.2022).
2. Жигалова О.П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 2. С. 69–74.
3. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде [Электрон. ресурс] // Проблемы современного образования. 2016. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnaya-informatizatsiya-transformatsiya-uchebnogo-protsessa-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede (Дата обращения: 29.06.2022).
4. Бархатова Д.А., Ломаско П.С., Симонова А.Л., Хегай Л.Б. Проектирование платформы дополнительной предметной подготовки школьников на основе профессиональных запросов педагогов // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 5. С. 15–30.
5. Осмоловская И.М., Ускова И.В. Домашняя работа школьников: уроки дистанционного обучения // Школьные технологии. 2020. № 3. С. 52–58.
6. Орлова А.В. Проблемы мотивации дистанционного обучения на примере анализа онлайн–ресурсов для обучения школьников математике // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. С. 326–333.
7. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Издательский дом ВШЭ, 2019. 342 с.
8. Бархатова Д.А., Ломаско П.С., Симонова А.Л. Реализация дополнительной предметной подготовки школьников на основе средств перевернутого онлайн-обучения [Электрон. ресурс] // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы V Международной научной конференции / Под ред. М.В. Носкова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46644923. (Дата обращения: 29.06.2022).
9. Бархатова Д.А., Ломаско П.С., Симонова А.Л., Хегай Л.Б. Особенности «перевернутых» учебных ресурсов для дистанционного обучения школьников // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 4. С. 4–12.
10. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. М.: Логос, 2010. 264 с.
11. Бодоньи М.А. Зарубежный и отечественный опыт использования современных технологий в формирующем оценивании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 3(68). С. 78–95.
12. Ломаско П.С., Мокрый В.Ю. Методологические основания построения систем цифрового обучения // Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и пер- спективы развития» (20 апреля 2021, Санкт-Петербург). СПб: СПГУП, 2021. С. 153–156.
13. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4 (1). С. 112–115.
14. Годин В.В., Терехова А.Е. Современный опыт цифровизации образования // Вестник ГУУ. 2021. № 4. С. 37–43.
15. Бархатова Д.А., Хегай Л. Б. Личностно-центрированные образовательные ресурсы на основе вопросно-задачного дерева знаний // XXI Международная конференция по науке и технологиям Россия-Корея-СНГ (26–28 августа 2021, Москва). Новосибирск: НГТУ, 2021. С. 313–318.
16. Чертовских О.О. Перспективы использования цифровых образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 4(29). С. 184–187.
17. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64(4). С. 133–135.
18. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 49–58.
19. Дрянных Н. В., Лодкина Т. В. Трактовка понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 1(100). С. 180–195.
20. Минияров В.М., Бубнова Л.М. Характеристика компонентов, составляющих педагогическую готовность будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 11(1). С. 98–101.
21. Стефанова Н.Л. Предметно-методическая составляющая готовности бакалавров к профессиональной деятельности учителя математики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 191. С. 80-90.
Рецензия
Для цитирования:
Ломаско П.С., Симонова А.Л., Лисман А.М. Возможности включения «перевернутых» учебных ресурсов в профессиональную подготовку будущих учителей математики и информатики. Открытое образование. 2022;26(5):40-50. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-40-50
For citation:
Lomasko P.S., Simonova A.L., Lisman A.M. The Possibility of Including “Inverted” Educational Resources in the Professional Training of Future Teachers of Mathematics and Computer Science. Open Education. 2022;26(5):40-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-40-50