Опыт оценки эмоционального интеллекта выпускников вуза по специальности «Бизнес-информатика»
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-51-60
Аннотация
Целю данного исследования являлось описание новых подходов практической реакции образовательного процесса подготовки специалистов бизнес-информатики на современные вызовы цифровизации общества в области формирования эмоционального интеллекта выпускников вузов. В условиях неопределенности, неустойчивости, высокой турбулентности внешней среды требования бизнеса к выпускникам системы образования существенно меняются: идет трансформация приоритетов требований от простого формирования объема знаний к навыкам и умениям проявлять способность работы в экстремальных условиях, обладанию стрессоустойчивости, высоким эмоциональным интеллектом. Практика ведения бизнеса показывает, что в условиях постпандемии и турбулентности внешней среды существенно нарастают элементы эмоционального и профессионального «выгорания» сотрудников, что вдет к снижению производительности и качества труда. Эти обстоятельства индицируют насущную актуальность мобильной перестройки процесса подготовки специалистов, прежде всего в области цифровизации бизнеса и общества в целом.
Материалы и методы. В данном исследовании применялся междисциплинарный подход, реализовывавшийся на пересечении педагогики, менеджмента, культурологии, философии бизнеса, психологии, математической статистики, информационных технологий. При изучении текущего состояния проблемы по источникам информации, имеющимся в открытом доступе, использовался метод контекстного анализа и синтеза фактологического материала. Исследование проводилось с 2019 по 2022 гг. в Финансовом университете при Правительстве РФ среди студентов 4-го курса бакалавриата и 1-2 курсов магистратуры направления обучения «Бизнес-информатика», обучающихся по профилю «ИТ-менеджмент в бизнесе». Проведение анализа существующей системы подготовки специалистов показывает, что она не способна даже после магистратуры предоставить бизнесу работников, способных осуществлять свои функциональные обязанности с высокой степенью стрессоустойчивости, хорошим управлением эмоциями, эффективными практическими навыками в информационно-коммуникационных процессах в условиях неопределенности и высокой турбулентности.
Результаты. По результатам анализа информации, имеющейся в открытом доступе, выявлены основные тенденции в изменении требований к практическим навыкам и умениям выпускников вузов по специальности «Бизнес-информатика». Использование обратной связи с выпускниками Финансового университета, работающими в бизнесе, а также с их руководителями-работодателями составлен перечень основных компетенций, которых не хватает в современном образовательном процессе вузов, или которые лишь фрагментарно представлены в перечне Федеральных государственных образовательных стандартов РФ. Авторами данной работы на протяжении последних четырех лет провалилась оценка уровня компетентности выпускников бакалавриата и магистратуры по направления обучения «Бизнес-информатика». Этот результат показал острую необходимость перенесения акцентов образовательного процесса с формирования типичного набора знаний у обучающихся в сторону формирования навыков и умений в области работы в экстремальных условиях, формирования стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта. В рамках возможных коррекций рабочих образовательных программ обучения бакалавров и магистров направления «Бизнес-информатика» авторы начали применение методов и технологий формирования эмоционального интеллекта, использования инструментов оценки и самооценки уровня компетентности в элементах, определяющий эмоциональное формирование и развитие личности.
Заключение. Анализ ведения бизнеса в условиях пандемии и высокой турбулентности внешней среды показал важность трансформации системы подготовки кадров в сторону пере- носа приоритетов в область формирования умений и навыков работы в экстремальных условиях, умений управлять эмоциями. Система высшего образования с точки зрения современных требований бизнеса обязана формировать наряду с общим объемом знаний (Intelligence Quotient, IQ) у выпускников вузов эмоциональный интеллект (Emotion Quotient, EQ). Опыт оценки выпускников бакалавриата и магистратуры направления обучения «Бизнес-информатика» Финансового университета при Правительстве РФ, показывает недопустимый с точки зрения требований бизнеса, низкий уровень EQ. Однако уже при фрагментарном введении базовых элементов формирования EQ в ходе реализации программ подготовки магистров на 1-м и 2-м курсах, уровень базовых компетенций в области формирования эмоционального интеллекта существенно повышается.
Об авторах
Х. Х. КучмезовРоссия
Хамзат Хакимович Кучмезов. К.э.н., доцент, Департамент «Бизнес-информатики»
Москва
С. И. Неизвестный
Россия
Сергей Иванович Неизвестный. Д.т.н. Профессор
Москва
Список литературы
1. Кучмезов Х.Х., Неизвестный С.И. Формирование компетенций менеджеров в области управления портфелем проектов предприятия // Открытое образование. 2022. Т. 26. № 2. С. 25–36. DOI: 10.21686/1818-4243-2022-2-25-36.
2. Пастушин А., Тагаева Л. Зачем Сбербанку собственный университет стоимостью больше 10 млрд. руб. [Электрон. ресурс] // РБК. 2015. № 5. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/27/04/2015/552c5db89a7947afb2f0f06a.
3. Греф Г. Раскритиковал российское высшее образование // НТВ. Выпуск 05.03.2020. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/2301243/.
4. Воробьева М.А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов // Образование и наука. 2016. № 4(133). С. 80–94. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-4-80-94.
5. Симатова О.Б. Специфика эмоционального интеллекта студентов вуза, обучающихся на различных факультетах // Известия Иркутского государственного университета. 2017. Т. 22. С. 104–114.
6. Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии //Образовательная среда Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 35–43.
7. Рабаданова Р. С. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 56–61.
8. Руденко Г.Г., Долженкова Ю.В. Дистанционная занятость: современные тенденции трансформации // Социально-трудовые исследования. 2020. № 41(4). С. 50–56. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-50-56.
9. Employee Burnout Increasing During the Pandemic // Corporate Wellness Magazine [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.corporatewellnessmagazine.com/article/employeeburnout-increasing-during-the-pandemic.
10. Huo L. и др. Burnout and Its Relationship With Depressive Symptoms in Medical Staff During the COVID-19 Epidemic in China // Frontiers in Psychology. 2021. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.616369.
11. Dall’Ora C., Griffiths P., Ball J., Simon M., Aiken L. H. Association of 12 h shifts and nurses’ job satisfaction, burnout and intention to leave: findings from a cross-sectional study of 12 European countries // BMJ Open. 2015. № 5. DOI: 10.1136/bmjopen-2015-008331.
12. Buselli, R., Corsi, M., Baldanzi, S., Chiumiento, M., Del Lupo, E., Dell’Oste, V. и др. Professional quality of life and mental health outcomes among health care workers exposed to sars-cov-2 (covid-19) // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. № 17. С. 6180. DOI: 10.3390/ijerph17176180.
13. Pandemic fatigue reinvigorating the public to prevent COVID-19 [Электрон. ресурс]. Denmark: WHO Regional Office for Europe, 2020. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/335820/WHO-EURO-2020-1160-40906-55390-eng.pdf.
14. Mental Health and Substance Use [Электрон. ресурс] // World Health Organization. 2021. Режим доступа: https://www.who.int/teams/mental-health-and-substance-use/promotionprevention/mental-health-in-the-workplace.
15. Burn-out an «occupational phenomenon»: International Classification of Diseases [Электрон. ресурс] // WHO News. 2019. Режим доступа: https://www.who.int/news/item/28-05-2019-burnout-an-occupational-phenomenon-internationalclassification-of-diseases.
16. Павлюшина В., Хейфиц Ел., Хейфиц Ек., Музыченко Е. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Динамика инвестиций в основной капитал на фоне пандемии COVID-19 [Электрон. ресурс] // Аналитический центр при Правительстве РФ. 2020. № 67. Режим доступа:https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/_ноябрь_web.pdf.
17. Real World Leadership: Part three: Create an engaging culture for greater impact [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.kornferry.com/insights/articles/real-world-leadership-part-threecreate-an-engaging-culture-for-greater-impact.
18. Szmigiera M. Impact of the coronavirus pandemic on the global economy [Электрон. ресурс] // Statistics & Facts. 2021. Режим доступа: https://www.statista.com/topics/6139/covid-19-impact-on-the-global-economy.
19. Забуров А., Ли А. Удаленная работа: действия HR [Электрон. ресурс] // КПМГ. 2021. Режим доступа: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2021/06/ru-ru-hr-actions-remotework.pdf.
20. Peschl M., Matlon M. What is the Meaning of VUCA World? [Электрон. ресурс] // Living Core. 2021. Режим доступа: https://www.thelivingcore.com/en/what-is-the-meaning-of-vuca-world.
21. Сборник бесплатных психологических тестов [Электрон. ресурс] // Институт Социальной Психологии. 2017. Режим доступа: http://www.itery.ru/test.php?id=97.
22. Тест «Насколько хорошо вы умеете управлять своим временем» [Электрон. ресурс] // BBF Режим доступа: https://bbf.ru/tests/1439.
23. Комплексный социометрический тест: Эмоции [Электрон. ресурс] // PsyTests. Режим доступа: https://psytests.org/personal/zv3emo-run.html.
24. Диагностика уровня эмпатических способностей [Электрон. ресурс] // PsyTests. Режим доступа: https://psytests.org/boyko/empathy-run.html.
25. Шкала организационного стресса, ШОС [Электрон. ресурс] // PsyTests. Режим доступа: https://psytests.org/psystate/orgstr-run.html.
26. Диагностика уровня эмоционального выгорания [Электрон. ресурс] // PsyTests. Режим доступа: https://psytests.org/boyko/burnout-run.html.
27. Тест «Основы медиации» [Электрон. ресурс] // Академия высшего образования. 2019. Режим доступа: https://do-zaochnoe.com/test-osnovy-mediatsii.
28. Тест на многозадачность [Электрон. ресурс] // Когнитивные тесты. Режим доступа: https://www.cognifit.com/ru/cognitive-assessment/battery-of-tests/diat-shif-test/simultaneity-test.
29. Карпова А.В. Опросник рефлексивности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.b17.ru/tests/reflexivity/.
30. Ассоциативный свободный тест [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://forpsy.ru/works/test/assotsiativnyiy-svobodnyiy-test.
31. Шкала оценка функции гнозиса и праксиса [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://neuronews.ru/index.php/spravochn
Рецензия
Для цитирования:
Кучмезов Х.Х., Неизвестный С.И. Опыт оценки эмоционального интеллекта выпускников вуза по специальности «Бизнес-информатика». Открытое образование. 2022;26(5):51-60. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-51-60
For citation:
Kuchmezov K.K., Neizvestny S.I. Experience in Assessing the Emotional Intelligence of University Graduates in the Specialty “Business Informatics”. Open Education. 2022;26(5):51-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-51-60