Магистратура в России: осознанный выбор для иностранных студентов?
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-11-21
Аннотация
В последние десятилетия в мире наблюдается существенный рост числа студентов, выбирающих обучение за рубежом. В 2014 году, согласно данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, около пяти миллионов студентов обучалось за рубежом. Развитие дистанционных технологий обучения способствует росту мобильности.
Россия является привлекательным направлением для студенческой мобильности, как краткосрочной, так и долгосрочной, и российские университеты конкурируют за абитуриентов на глобальных рынках. Интернационализация образования, рост количества иностранных студентов на основных образовательных программах задают новые требования к принимающим университетам, которые должны быть учтены в стратегиях их развития. Это наличие у университета развитой инфраструктуры (лабораторное оборудование, хорошо оснащенные аудитории, современные общежития, библиотека с доступом к большому количеству электронных ресурсов и т.д.), высокое качество преподавания, доступная и дружелюбная среда обитания в университете. Кроме того, важное значение имеют различные внешние факторы, характеризующие доступность и привлекательность города и страны.
Целью нашего исследования является определение факторов, важных для выбора иностранными студентами российских университетов для обучения в магистратуре. Уровень магистратуры предполагает, что студенты сами принимают осознанное решение об обучении за рубежом, а также о выборе страны и направления обучения, а также лучше понимают, какие преимущества дает зарубежный опыт обучения.
Исследование проводилось методом опроса иностранных студентов, обучающихся на магистерских программах НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Выбор именно этого учебного заведения обусловлен высокой долей иностранных студентов, обучающихся в магистратуре (на англоязычных программах их доля доходит до 40%, а в среднем составляет около 13%); наличием у нескольких программ престижных международных аккредитаций, сетевых программ (двойные дипломы, консорциумы) и в целом высокими позициями университета в международных рейтингах; а также представленностью в магистратуре большого количества направлений подготовки. В опросе участвовали иностранные студенты, обучающиеся на магистерских программах (без учета программ краткосрочной мобильности). В результате выявлено, что репутация университета, наличие стипендиальных программ и грантов, перспективы трудоустройства в России или за рубежом по окончании университета, простота и прозрачность процедуры зачисления имеют решающее значение для абитуриентов магистратуры, намеренных учиться в России. Полученные на основании опроса студентов результаты позволяют уточнить выявленный из анализа литературы набор факторов, влияющих на принятие студентами решения об их обучении в магистратуре в России. Их практическая значимость заключается в том, что они могут быть учтены при разработке стратегий университетов и программ, а также маркетинговых кампаний, нацеленных на привлечение зарубежных абитуриентов магистратуры.
Об авторах
Е. М. РоговаРоссия
Елена Моисеевна Рогова - д.э.н., профессор, профессор кафедры финансов и учета
Санкт-Петербург
Д. В. Кочеткова
Россия
Дарья Вадимовна Кочеткова - преподаватель
Санкт-Петербург
Список литературы
1. International trends in Higher Education 2015 [Электрон. ресурс] // University of Oxford. Режим доступа: https://www.ox.ac.uk/sites/files/oxford/International%20Trends%20in%20Higher%20Education%202015.pdf.
2. UNESCO Institute for Statistics [Электрон. ресурс] // Global Flow of Tertiary-Level Students. Режим доступа: http://uis.unesco.org/en/uisstudent-flow.2022.
3. Al-Rahmi W.M, Alzahrani AI, Yahaya N., Alalwan N., Kamin Y.B. Digital Communication: Information and Communication Technology (ICT) Usage for Education Sustainability // Sustainability. 2020. № 12(12). С. 5052. DOI: 10.3390/su12125052.
4. DesJardins S.L, Dundar H., Hendel D.D. Modeling the College Application Decision Process in a Land-Grant University // Economics of Education Review. 1999. № 18(1). С. 117–132.
5. Опфер Е.А. Трансформации российской магистратуры // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 36–48. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48.
6. Малкова И.Ю., Масленникова О.Г. Международная программа магистратуры как ресурс интернационализации образовательной среды // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 66–73. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-66-73.
7. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 203–211.
8. De Wit H., Hunter F. The Future of Internationalization of Higher Education in Europe // International Higher Education. 2015. № 83. С. 2–3.
9. Beech S. The Geographies of International Student Mobility. Spaces, Places and Decisionmaking. London: Palgrave Macmillan, 2019.
10. Wallace D. H. Academic study abroad: The long-term impact on alumni careers, volunteer activities, world and personal perspectives (Doctoral dissertation, The Claremont Graduate University). Digital Dissertations, 1999. DAI-A 60(02), 365A.
11. Norris E.M., Gillespie J. How Study Abroad Shapes Global Careers: Evidence From the United States // Journal of Studies in International Education. 2009. № 13(3). С. 382–397. DOI: 10.1177/1028315308319740.
12. Каташинских В.С. Социологический анализ особенностей ориентаций студентов на обучение в магистратуре // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 4(107). С. 135–139.
13. Ahmad S., Buchanan F. Motivation factors in students’ decision to study at international branch campuses in Malaysia // Studies in Higher Education. 2017. № 42(4). С. 651–668. DOI: 10.1080/03075079.2015.1067604.
14. Bình N. P., Thành H. N. Impacts of perceived country image, institution image and self-image on students’ intention to study abroad: a study in Hanoi, Vietnam // Journal of Marketing for Higher Education. 2020. № 30(1). С. 26–44. DOI: 10.1080/08841241.2019.1658146.
15. Soutar G.N., Turner J.P. Students’ preferences for university: a conjoint analysis // International Journal of Educational Management. 2002. Т. 16. № 1. С. 40–45. DOI: https://doi.org/10.1108/09513540210415523.
16. Carlson J.S., Burn B.B., Useem J., Yachimowicz D. Study Abroad: The Experience of American Undergraduates // Bulletin of Science, Technology & Society. 1992. № 12(2). С. 109–110. DOI: 10.1177/027046769201200272.
17. Альтбах Ф., Найт Дж. Интернационализация высшего образования: стимулы и реалии. В кн.: Альтбах Ф. Глобальные перспективы высшего образования (Пер. с англ. Ю. Каптуревского; под ред. А. Рябова). М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 201 с.
18. Latief R., Lefen L. Analysis of Chinese Government Scholarship for International Students Using Analytical Hierarchy Process (AHP) // Sustainability. 2018. № 10. С. 2112. DOI: 10.3390/su10072112.
19. Schwartz J. B. Student financial aid and the college enrollment decision: the effects of public and private grants and interest subsidies // Economics of education review. 1985. № 4(2). С. 129–144. DOI: 10.1016/0272-7757(85)90055-X.
20. Campbell A. C. International scholarship graduates influencing social and economic development at home: The Role of Alumni Networks in Georgia and Moldova [Электрон. ресурс] // Current issues in comparative education. 2016. № 19(1). С. 76–91. Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1128147.pdf.
21. Kondakci Y. Student mobility reviewed: Attraction and satisfaction of international students in Turkey // Higher education. 2011. № 62. С. 573– 592. DOI: 10.1007/s10734-011-9406-2.
22. Campbell A. C. A systematic review of international higher education scholarships for students from the global south // Review of educational research. 2020. № 90(6). С. 824–861. DOI: 10.3102/0034654320947783.
23. Campbell A.C. International scholarship graduates influencing social and economic development at home: The Role of Alumni Networks in Georgia and Moldova // Current issues in comparative education. 2016. № 19(1). С. 76–91. Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1128147.pdf.
24. Baruch Y., Budhwar P.S., Khatri N. Brain drain: Inclination to stay abroad after studies // Journal of World Business. 2007. № 42(1). С. 99– 112. DOI: 10.1016/j.jwb.2006.11.004.
25. Mathies C., Kahrunen H. Do they stay or go? Analysis of international students in Finland. Globalisation // Societies and Education. 2021. № 19(3). С. 298–310. DOI: 10.1080/14767724.2020.1816926.
26. Di Pietro G. Does studying abroad cause international labor mobility? Evidence from Italy // Economic Letters. 2012. № 117(3). С. 632–635. DOI: 10.1016/j.econlet.2012.08.007.
27. Hazen H.D., Alberts H. C. Visitors or immigrants? International students in the United States // Population, space and place. 2006. № 12. С. 201–216. DOI: 10.1002/psp.409.
28. Li T., Zhang J. What determines employment opportunity for college graduates in China after higher education reform? // China Economic Review. 2010. № 21. С. 38–50. DOI: 10.1016/j.chieco.2009.10.001.
29. Sorrenti G. The Spanish or the German apartment? Study abroad and the acquisition of permanent skills // Economics of Education Review. 2017. № 60. С. 142–158. DOI: 10.1016/j.econedurev.2017.07.001.
30. Bailey S. Academic writing: A handbook for international students. New York: Routledge, 2011. 314 с.
31. Carlson J.S., Burn B.B., Useem J., Yachimowicz D. Study Abroad: The Experience of American Undergraduates // Bulletin of Science, Technology & Society. 1992. № 12(2). С. 109–110. DOI: 10.1177/027046769201200272.
32. Campbell A. C. International scholarship graduates influencing social and economic development at home: The Role of Alumni Networks in Georgia and Moldova [Электрон. ресурс] // Current issues in comparative education. 2016. № 19(1). С. 76-91. Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1128147.pdf.
33. Международная олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://od.globaluni.ru/#subjects.
Рецензия
Для цитирования:
Рогова Е.М., Кочеткова Д.В. Магистратура в России: осознанный выбор для иностранных студентов? Открытое образование. 2022;26(6):11-21. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-11-21
For citation:
Rogova E.M., Kochetkova D.V. Master’s Degree Programme in Russia: a Conscious Choice for International Students? Open Education. 2022;26(6):11-21. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-11-21