Современные подходы оценивания универсальных компетенций будущих педагогов на примере коммуникативно-регулятивного компонента
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-27-35
Аннотация
Цель исследования. С переходом высшего образования на модернизированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в теорию компетентностного подхода и в педагогическую практику было введено понятие «универсальные компетенции». В дальнейшем это понятие единообразно закрепилось по уровням образования для всех областей высшего образования в Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования ориентированы на нормы профессиональных стандартов, а универсальные компетенции дополняют профессиональную квалификацию и отражают особенности образовательной подготовки будущих педагогов. На сегодняшний день в России сложился устойчивый социальный заказ на педагогов-профессионалов и формирование универсальных компетенций предъявляет новые требования к их качеству подготовки. Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования итогом обучения является не только компетентный специалист, способный выполнять определенные операции в рамках своего профессионального дела, а специалист, обладающий набором универсальных компетенций. Однако, в теории и практике высшего образования на сегодняшний день отсутствует единый подход оценивания универсальных компетенций будущих педагогов. Целью представленной работы является выявление современных подходов оценивания универсальных компетенций в образовательных организациях высшего образования на примере коммуникативно-регулятивного компонента универсальных компетенций будущих педагогов.
Материалы и методы исследования. В представленном исследовании комплексно использовались такие методы исследования как изучение и анализ научно-педагогической литературы, нормативных и программных документов образовательных организаций высшего образования, составляющих основу педагогической деятельности, обобщение материалов статей крупных научных и образовательных сообществ и их сравнительный анализ. Методологической базой исследования выступили комплексный и деятельностный подходы, связанные с деятельностной природой формирования универсальных компетенций будущих педагогов.
Результаты. В результате исследования рассмотрены теоретические основы оценивания универсальных компетенций, проанализирован отечественный и международный опыт оценивания универсальных компетенций и предложено оценивание универсальных компетенций будущих педагогов на примере коммуникативно-регулятивного компонента.
Заключение. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования имеют весьма подробное описание индикаторов достижения универсальных компетенций, однако в представленном исследовании выделены проблемы их оценивания. Проведенный сравнительный анализ отечественного и международного опыта оценивания универсальных компетенций показал, что результаты индивидуальных исследовательских проектов, а также мнения работодателей и экспертов являются источником информации о их формировании. Это свидетельствует о различных подходах к оцениванию компетенций. Для оценивания универсальных компетенций необходимо их структурирование. Наше исследование основано на трехкомпонентной структуре универсальных компетенций будущих педагогов, состоящих из мотивационного, когнитивного и коммуникативно-деятельностного компонентов. Практическая значимость заключается в представлении оценивания коммуникативно-регулятивного компонента универсальных компетенций будущих педагогов с помощью оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по изучаемым дисциплинам (модулям) и различных методик.
Об авторе
А. В. ЧураковаРоссия
Анна Владимировна Чуракова, Старший преподаватель
Мурманск
Список литературы
1. Чуракова А.В. Особенности формирования универсальных компетенций будущих педагогов физической культуры // Перспективы науки. 2021. № 12 (147). С. 327–329.
2. Рябов А.В., Теремков Е.М. Контроль и оценивание универсальных компетенций: проблемы и решения // Язык, культура, образование: художественная литература военно-исторической тематики в образовательном процессе вуза: Материалы V Межвузовской научно-практической конференции к 95-летию со дня рождения Ю.В. Бондарева. 2019. С. 45–64.
3. Башлакова О.И. Проблемы оценки универсальных компетенций // Юридическое образование и наука. 2021. № 12. С. 5–10.
4. Шестак Н.В., Шестак В.П. Универсальные компетенции аспирантов: проблемы формирования и оценивания // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2016. № 1(7). С. 37.
5. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов // Педагогика. 2018. № 9. С. 79–83.
6. Литвинова Н.В., Меняйло Л.Н. Технология обучения оцениванию универсальных компетенций в системе высшего образования // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 226–228.
7. Кузнецова Л.В., Осинцева Л.М. Проблемы формирования и оценивания сформированности универсальных компетенций у обучающихся // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 211–215.
8. Глазкова Г.Б., Мамонова О.В., Пуховская М.Н., Салов В.Ю. Формирование универсальных компетенций по физической культуре и спорту у студентов специальной медицинской группы // Теория и практика физической культуры. 2021. № 3. С. 62–64.
9. Подорожко И.В. Особенности оценивания универсальных компетенций при изучении дисциплин гуманитарного цикла // Инновации в образовании. 2022. № 9. С. 45–51.
10. Медведева И.Н., Мартынюк О.И., Панькова С.В., Соловьева И.О. К вопросу об оценивании универсальных компетенций студентов // Педагогика и просвещение. 2020. № 4. С. 30–36.
11. Исаева О.Н. Формирование универсальных и профессиональных компетенций обучающихся в процессе иноязычного образования // Современные формы оценивания. Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник научных трудов по итогам по итогам XII Межвузовской научно-практической конференции. 2021. С. 60–65.
12. Дроботенко Ю.Б. Организация процесса оценивания универсальных компетенций студентов вуза // Актуальные проблемы лингвистики, методики преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации: Материалы международной научно-практической конференции. 2022. С. 23–27.
13. Мещерякова О.В. Использование метода взаимного оценивания для развития универсальных компетенций при обучении иностранному языку в бакалавриате неязыкового вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6(74). С. 180–186.
14. Миханова О.П. ФГОС во 3++: универсальные компетенции // Современные направления в лингвистике и преподавании языков: проблема метода: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. 2019. С. 70–75.
15. Чуракова А.В. Структура универсальных компетенций будущих педагогов как основа их диагностики и оценивания // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2022. № 3. С. 97–103.
16. Lio O.L., Mao L., Frankel L., Xu J. Assessing critical thinking in higher education The HEIghtenTM // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2016. № 41 (5). С. 677–694.
17. Sergaliyeva R.T., Bugubayeva R.O., Talimova L.A. Competence-based approach in the professional development of civil servants // Turan University Bulletin. 2021. № 2(90). С. 191–198.
18. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессионально-преподавательских коллективов вузов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 52 с.
19. Соловьева Е.А. Подходы к измерению критического мышления студентов // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: традиции и инновации. 2022. С. 448–454.
20. Shahjahan R. Coloniality and a global testing regime in higher education: Unpacking the OECD`s AHELO initiative // Journal Education Policy. 2013. № 28. С. 676–694.
21. Авдеева С.М., Гасс П.В., Карданова Е.Ю., Корешникова Ю.Н., Куликова А.А., Орел Е.А., Пащенко Т.В., Сорокин П.С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования // Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: НИУ ВШЭ, 2021: 52 с.
22. Michailidis S. Competency-based approach in development of higher education system. Education // Quality Assurance. 2018. № 1(10). С. 32–36.
23. Gilyazova O.S. Specific features of universal competences of higher education in Russia in the context of competence-based education: conceptual analysis // Perspectives of Science and Education. 2022. № 2(56). С. 77–94.
24. Akhmedov B. Information technologies in cluster systems: a competence approach // Universum: technical science. 2021. № 4-5(85). С. 24–27.
Рецензия
Для цитирования:
Чуракова А.В. Современные подходы оценивания универсальных компетенций будущих педагогов на примере коммуникативно-регулятивного компонента. Открытое образование. 2023;27(2):27-35. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-27-35
For citation:
Churakova A.V. Modern Approaches to Assessing the Universal Competencies of Future Teachers on the Example of the Communicative and Regulatory Component. Open Education. 2023;27(2):27-35. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-27-35