Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Современные подходы оценивания универсальных компетенций будущих педагогов на примере коммуникативно-регулятивного компонента

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-27-35

Аннотация

Цель исследования. С переходом высшего образования на модернизированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в теорию компетентностного подхода и в педагогическую практику было введено понятие «универсальные компетенции». В дальнейшем это понятие единообразно закрепилось по уровням образования для всех областей высшего образования в Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования ориентированы на нормы профессиональных стандартов, а универсальные компетенции дополняют профессиональную квалификацию и отражают особенности образовательной подготовки будущих педагогов. На сегодняшний день в России сложился устойчивый социальный заказ на педагогов-профессионалов и формирование универсальных компетенций предъявляет новые требования к их качеству подготовки. Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования итогом обучения является не только компетентный специалист, способный выполнять определенные операции в рамках своего профессионального дела, а специалист, обладающий набором универсальных компетенций. Однако, в теории и практике высшего образования на сегодняшний день отсутствует единый подход оценивания универсальных компетенций будущих педагогов. Целью представленной работы является выявление современных подходов оценивания универсальных компетенций в образовательных организациях высшего образования на примере коммуникативно-регулятивного компонента универсальных компетенций будущих педагогов.

Материалы и методы исследования. В представленном исследовании комплексно использовались такие методы исследования как изучение и анализ научно-педагогической литературы, нормативных и программных документов образовательных организаций высшего образования, составляющих основу педагогической деятельности, обобщение материалов статей крупных научных и образовательных сообществ и их сравнительный анализ. Методологической базой исследования выступили комплексный и деятельностный подходы, связанные с деятельностной природой формирования универсальных компетенций будущих педагогов.

Результаты. В результате исследования рассмотрены теоретические основы оценивания универсальных компетенций, проанализирован отечественный и международный опыт оценивания универсальных компетенций и предложено оценивание универсальных компетенций будущих педагогов на примере коммуникативно-регулятивного компонента.

Заключение. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования имеют весьма подробное описание индикаторов достижения универсальных компетенций, однако в представленном исследовании выделены проблемы их оценивания. Проведенный сравнительный анализ отечественного и международного опыта оценивания универсальных компетенций показал, что результаты индивидуальных исследовательских проектов, а также мнения работодателей и экспертов являются источником информации о их формировании. Это свидетельствует о различных подходах к оцениванию компетенций. Для оценивания универсальных компетенций необходимо их структурирование. Наше исследование основано на трехкомпонентной структуре универсальных компетенций будущих педагогов, состоящих из мотивационного, когнитивного и коммуникативно-деятельностного компонентов. Практическая значимость заключается в представлении оценивания коммуникативно-регулятивного компонента универсальных компетенций будущих педагогов с помощью оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по изучаемым дисциплинам (модулям) и различных методик.

Об авторе

А. В. Чуракова
Мурманский арктический государственный университет
Россия

Анна Владимировна Чуракова, Старший преподаватель

Мурманск



Список литературы

1. Чуракова А.В. Особенности формирования универсальных компетенций будущих педагогов физической культуры // Перспективы науки. 2021. № 12 (147). С. 327–329.

2. Рябов А.В., Теремков Е.М. Контроль и оценивание универсальных компетенций: проблемы и решения // Язык, культура, образование: художественная литература военно-исторической тематики в образовательном процессе вуза: Материалы V Межвузовской научно-практической конференции к 95-летию со дня рождения Ю.В. Бондарева. 2019. С. 45–64.

3. Башлакова О.И. Проблемы оценки универсальных компетенций // Юридическое образование и наука. 2021. № 12. С. 5–10.

4. Шестак Н.В., Шестак В.П. Универсальные компетенции аспирантов: проблемы формирования и оценивания // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2016. № 1(7). С. 37.

5. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов // Педагогика. 2018. № 9. С. 79–83.

6. Литвинова Н.В., Меняйло Л.Н. Технология обучения оцениванию универсальных компетенций в системе высшего образования // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 226–228.

7. Кузнецова Л.В., Осинцева Л.М. Проблемы формирования и оценивания сформированности универсальных компетенций у обучающихся // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 211–215.

8. Глазкова Г.Б., Мамонова О.В., Пуховская М.Н., Салов В.Ю. Формирование универсальных компетенций по физической культуре и спорту у студентов специальной медицинской группы // Теория и практика физической культуры. 2021. № 3. С. 62–64.

9. Подорожко И.В. Особенности оценивания универсальных компетенций при изучении дисциплин гуманитарного цикла // Инновации в образовании. 2022. № 9. С. 45–51.

10. Медведева И.Н., Мартынюк О.И., Панькова С.В., Соловьева И.О. К вопросу об оценивании универсальных компетенций студентов // Педагогика и просвещение. 2020. № 4. С. 30–36.

11. Исаева О.Н. Формирование универсальных и профессиональных компетенций обучающихся в процессе иноязычного образования // Современные формы оценивания. Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник научных трудов по итогам по итогам XII Межвузовской научно-практической конференции. 2021. С. 60–65.

12. Дроботенко Ю.Б. Организация процесса оценивания универсальных компетенций студентов вуза // Актуальные проблемы лингвистики, методики преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации: Материалы международной научно-практической конференции. 2022. С. 23–27.

13. Мещерякова О.В. Использование метода взаимного оценивания для развития универсальных компетенций при обучении иностранному языку в бакалавриате неязыкового вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6(74). С. 180–186.

14. Миханова О.П. ФГОС во 3++: универсальные компетенции // Современные направления в лингвистике и преподавании языков: проблема метода: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. 2019. С. 70–75.

15. Чуракова А.В. Структура универсальных компетенций будущих педагогов как основа их диагностики и оценивания // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2022. № 3. С. 97–103.

16. Lio O.L., Mao L., Frankel L., Xu J. Assessing critical thinking in higher education The HEIghtenTM // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2016. № 41 (5). С. 677–694.

17. Sergaliyeva R.T., Bugubayeva R.O., Talimova L.A. Competence-based approach in the professional development of civil servants // Turan University Bulletin. 2021. № 2(90). С. 191–198.

18. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессионально-преподавательских коллективов вузов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 52 с.

19. Соловьева Е.А. Подходы к измерению критического мышления студентов // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: традиции и инновации. 2022. С. 448–454.

20. Shahjahan R. Coloniality and a global testing regime in higher education: Unpacking the OECD`s AHELO initiative // Journal Education Policy. 2013. № 28. С. 676–694.

21. Авдеева С.М., Гасс П.В., Карданова Е.Ю., Корешникова Ю.Н., Куликова А.А., Орел Е.А., Пащенко Т.В., Сорокин П.С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования // Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: НИУ ВШЭ, 2021: 52 с.

22. Michailidis S. Competency-based approach in development of higher education system. Education // Quality Assurance. 2018. № 1(10). С. 32–36.

23. Gilyazova O.S. Specific features of universal competences of higher education in Russia in the context of competence-based education: conceptual analysis // Perspectives of Science and Education. 2022. № 2(56). С. 77–94.

24. Akhmedov B. Information technologies in cluster systems: a competence approach // Universum: technical science. 2021. № 4-5(85). С. 24–27.


Рецензия

Для цитирования:


Чуракова А.В. Современные подходы оценивания универсальных компетенций будущих педагогов на примере коммуникативно-регулятивного компонента. Открытое образование. 2023;27(2):27-35. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-27-35

For citation:


Churakova A.V. Modern Approaches to Assessing the Universal Competencies of Future Teachers on the Example of the Communicative and Regulatory Component. Open Education. 2023;27(2):27-35. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-27-35

Просмотров: 468


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)