Описание эксперимента: эффективность применения интерактивного педагогического сайта преподавателем РКИ
Аннотация
Цель исследования. Описать педагогический эксперимент для исследовательской работы «Педагогические условия формирования коммуникативных компетенций в цифровой образовательной среде российского университета (при подготовке обучающихся иностранных государств)» на примере внедрения в цифровую образовательную среду интерактивного педагогического сайта. Намеченная цель определила задачи: 1) дать определение понятию педагогический эксперимент; 2) изложить суть предмета эксперимента; 3) сделать научное описание эксперимента. В педагогической науке провести эксперимент точно не является возможным по ряду психологических и физиологических причин. Для получения более точного результата необходимо использовать разные методы. В данной исследовательской статье представлено два вида педагогического эксперимента.
Материалы и методы. Для определения понятия педагогический эксперимент мы исследовали работы А.А. Леонтьева о деятельном уме, О.В. Боровковой о проблеме опыта в исторической науке, В.И. Загвязинского и В.А. Сластёнина о методологии, методике и важности дидактического исследования. Обратились к философской энциклопедии и видению современного философа Э.Н. Лооне о ненужности проведения эксперимента при наличии документального источника, хотя Ф. Бекон опытный эксперимент считает крайне важным и основополагающим, и его мысль послужила эпиграфом к статье. Обратились к психологическому словарю и отметили, что эксперимент определён как познание. Доказав эффективность обучения при внедрении информационных технологий в педагогические условия, мы выяснили, анализируя работу В.А. Крутецкого способности, которыми должен обладать современный преподаватель. Остановились на критериях педагогического эксперимента А.С. Сиденко. Используя методы наблюдения, описания, анализа, опроса, мы описали в статье поисково-проверочный эксперимент с использованием метода сопутствующих изменений. Кроме этого, проведён эксперимент с двумя группами: экспериментальной и контрольной.
Результаты. Педагогический эксперимент не может быть точным как в фундаментальной науке, поэтому ценность статьи заключается в подробном описании педагогического эксперимента. Были использованы разные методы: сопутствующих изменений, где принцип – причинно-следственная связь и параллельный метод, где эффективность интерактивно-педагогического сайта проверялась путём сравнения результатов двух групп.
Заключение. Автором статьи доказано, что педагогический эксперимент необходимо проводить разными способами, чтобы приблизить его результаты к наиболее точным. Проведённые нами эксперименты, результаты которых достоверны, доказали эффективность использования интерактивного педагогического сайта при подготовке иностранных обучающихся к обучению в российских университетах.
Об авторе
Светлана Владимировна МарчукРоссия
Центр подготовки иностранцев, преподаватель РКИ
SPIN: 6187-4394
Список литературы
1. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). – М.: Смысл. – 2001. – 392 с. – С. 89
2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с. С.74
3. Боровкова О.В. Проблема опыта в исторической науке. – Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2 (62) Т. 4
4. Лооне Э. Н. Современная философия истории. Ч. III. Процедуры установления исторического знания.
5. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебно-методическое пособие. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Ярославль-Москва: Канцлер, 2020. – 256 с.
6. Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс» – «Энциклопедия», 1994. –576 с.
7. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.
8. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. С. 114.
10. Бекон Ф. Сочинения в двух томах. 2-е, испр. и доп. изд. – Т. 2 – Сост., общ. Ред. и вступит. статья А.Л. Субботина. –М.: – «Мысль», 1978 с. 575 С.34.
11. Марчук С. В. Целесообразное применение педагогического сайта преподавателя русского языка как иностранного в новой дидактике / С. В. Марчук // Открытое образование. – 2022. – Т. 26. – № 1. – С. 24-33. – DOI 10.21686/1818-4243-2022-1-24-33. – EDN DDABLO. С. 29.
12. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование. – 2001 – с.496.
13. Бернштейн Н.А. Очередные проблемы физиологии активности. «Проблемы кибернетики», вып. 6. – М. – 1961
14. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М. – 1972. — С. 238-246.
Рецензия
Для цитирования:
Марчук С.В. Описание эксперимента: эффективность применения интерактивного педагогического сайта преподавателем РКИ. Открытое образование. 2022;1(1).