Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Роль цифровых технологий при организации обучения в дистанционном формате

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-4-16

Аннотация

Цель. Данная статья посвящена анализу вопросов применения цифровых технологий на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях. Актуальность работы объясняется тем, что вопрос о цифровизации образовательной среды привлекает внимание исследователей. Так, в 2019 году был разработан федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в котором предлагался план мероприятий до 2024 года, направленных на «создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования».
Материалы и методы. Новые технологии требуют новых подходов к обучению, переработки содержания обучения и выработки новых принципов. Несмотря на обилие научных работ, написанных по данной проблеме, авторы статьи вносят свой вклад, делая критический обзор существующей литературы, а также описывая свой опыт преподавания иностранного языка в эпоху цифровизации, отвечая на следующие исследовательские вопросы:
1. Какие цифровые средства обучения лучше использовать на занятиях по иностранному языку в вузе,
2. Как общаться педагогу со студентами в цифровой сети,
3. Как осуществлять качественные контроль и оценку знаний?
Результаты исследования. В качестве вопросов, заявленных и решаемых авторами, выступают проблемы академического обмана, потеря концентрации, адекватного оценивания работы студентов на цифровых платформах. Онлайн занятия вызывают сложности как организационного, так и методического характера. Самые распространенные затруднения, с которыми сталкиваются педагоги, это снижение вовлеченности учащихся в процесс обучения, повышение соблазна академического обмана, а также сложность организации парной и групповой работы. В статье проведен тщательный анализ самых популярных цифровых средств обучения с выявлением их преимуществ и недостатков. Также предложен алгоритм, направленный на решение основных трудностей: описаны приемы повышения интереса студентов при работе с цифровыми технологиями, рассмотрена речевая ценность учебного материала, приемы обновления типичных заданий, исправления друг друга, реагирования, удержания внимания. Данный анализ проведен на основе принципов, сформулированных Е.И. Пассовым, а именно: речевая ценность материала, индивидуализация заданий и новизна. Вышеупомянутые решения позволяют педагогу разнообразить виды деятельности на уроках и увеличить мотивацию студентов без привлечения специальных дополнительных средств обучения.
Заключение. В статье также предложены дополнительные платформы и приложения, которые позволяют разнообразить виды деятельности на уроке и проводить контроль знаний. Отдельный раздел статьи посвящен контролю знаний студентов в цифровой среде. Представлены рекомендации как использовать дополнительные ресурсы и приложения, позволяющие создавать тесты и интерактивные задания, а также рассмотрены способы осуществления контроля без использования дополнительных приложений.

Об авторах

О. А. Жиронкина
Московский городской педагогический университет
Россия

Ольга Анатольевна Жиронкина, к.ф.н, доцент кафедры зарубежной филологии

Москва



Н. А. Медведева
Московский международный университет
Россия

Нигина Абдурахимовна Медведева, старший преподаватель

Москва



Е. Е. Соколова
Московский физико-технический институт (национальный университет)
Россия

Елена Евгеньевна Соколова, к.ф.н. доцент, доцент кафедры зарубежной филологии

Москва



Список литературы

1. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 1. С. 110–123.

2. Бережная Я.В. Опыт использования очков виртуальной реальности в преподавании английского языка: разработка и внедрение собственной методики // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 40. С. 665–678.

3. Бурдынская С.П. Формирование цифровой компетентности преподавателя иностранного (английского) языка ВУЗа // Образование и право. 2021. № 7. С. 205–209.

4. Влавацкая М.В., Юрченко М.А. Адаптация процесса обучения второму иностранному языку в виртуальной среде // Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia’2020): материалы IV Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 23 апреля 2020 г.). Новосибирск: СГУПСа, 2020. С. 42–47.

5. Емельянова О.А. Образовательный потенциал современных информационных технологий в преподавании английского языка студентам // Сетевой научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». 2020. Т. 8. № 2 (29). С. 182–191.

6. Железовская Г.И., Хижняк С.П. Средства обеспечения инновационной лингводидактики при обучении иностранными языкам в эпоху цифровизации // Известия Саратовского университета. Новая сери. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 2. С. 194–199.

7. Захарова М.В. Рациональное и эмоциональное в цифровизации преподавания английского языка в университетах [Электрон. ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN320.pdf. (Дата обращения: 7.04.2022).

8. Кондрахина Н.Г., Южакова Н.Е. Современные мультимедийные технологии обучения иностранному языку в разрезе цифровизации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 11(6). С. 127–133.

9. МТС приобрела разработчика Webinar и намерена создать свой аналог Zoom [Электрон. ресурс] // Интерфакс. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/853126. (Дата обращения: 01.12.2022).

10. Обзор и сравнение 8 самых известных в России платформ для вебинаров [Электрон. ресурс] / ред. Руслан Якупов // Блог iSpring. 2018. Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/webinar-platforms, свободный. (Дата обращения: 01.12.2022).

11. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.

12. Аракин В.Д.и др. Практический курс английского языка. 3 курс: учеб. для студентов вузов / под ред. В.Д. Аракина. М.: ВЛАДОС, 2006. 431 с.

13. Путин поручил за полтора года перевести онлайн-обучение на госресурсы [Электрон. ресурс] // РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6151fe5a9a794755e0d31d08. (Дата обращения: 01.12.2022).

14. Рыбакова М. В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций // Перспективы науки и образования. 2021. № 1(49). С. 232–248.

15. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2019. № 2(28). С. 108–113.

16. Скосырская Л.Г. Виртуальная образовательная среда Teams: практика внедрения в сравнении с Moodle // Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia’2021): материалы V Международная научно-практическая конференция. (Новосибирск, 21–22 апреля 2021 г.). Новосибирск: СГУПС, 2021. С. 219–223.

17. Солдатова Г.У., Шляпникова В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 5–18.

18. Соснина Н.Г. Цифровые коммуникативные технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30). С. 268–271.

19. Страмной А.В. Методология и технология инновационного урока английского языка // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1(80). С. 142–144.

20. Танцура Т.А. Потенциал современных цифровых технологий в обучении иностранному языку студентов высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4(89). С. 295–297.

21. Федеральный проект Цифровая образовательная среда [Электрон. ресурс] // Национальный проект Образование; Министерство Просвещения Российской Федерации. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. (Дата обращения: 14.04.2022).

22. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2(63). С. 36–41.

23. Hassan W., Ariffin A., Ahmad F., Hamzah N., Rubani S.N.K., Zakaria N. Students’perceptions of using zoom meet webinar during covid-19 pandemic in technical and vocational education // Journal of Critical Reviews. 2020. С. 7–19.

24. Krasna M., Pesek I. Influence of Moodle and MS Teams on teaching-learning-studying (TLS) processes // Int. Conv. Information, Commun. Electron. Technol. MIPRO. 2020. 43rd. С. 612–616.

25. Mpungose C.B. Lecturers’ reflections on use of zoom video conferencing technology for e-learning at a South African university in the context of coronavirus // African Identities. 2021. С. 1–17.

26. Nainggolan S. Evaluating of Digital Platforms Related Online Learning During Covid-19 Pandemic: Students’ Satisfaction View // AL-ISHLAH: Jurnal Pendidikan. 2021. № 13. С. 1358–1365.

27. Dellar H., Walkley A. Outcomes. Preintermediate. Student’s Book. National Geographic, 2016. 212 с.

28. Serhan Derar. Transitioning from face-to-face to remote learning: Students’ attitudes and perceptions of using zoom during covid-19 pandemic // International Journal of Technology in Education and Science. 2020. № 4(4). С. 335–342.

29. Sevilla G. Zoom vs. Microsoft Teams vs. Google Meet: Which Top Videoconferencing App Is Best? // PC Magazine. 2020.

30. Zoom Named a Leader in 2021 Gartner® Magic Quadrant™ for Meeting Solutions [Электрон. ресурс] // Globe Newswire. 2021. Режим доступа: https://www.globenewswire.com/news-release/2021/10/11/2311968/0/en/Zoom-Named-a-Leader-in-2021-Gartner-Magic-Quadrant-for-Meeting-Solutions.html. (Дата обращения: 1.12.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Жиронкина О.А., Медведева Н.А., Соколова Е.Е. Роль цифровых технологий при организации обучения в дистанционном формате. Открытое образование. 2023;27(1):4-16. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-4-16

For citation:


Gironkina O.A., Medvedeva N.A., Sokolova E.E. The Role of Digital Technologies in Distance Learning. Open Education. 2023;27(1):4-16. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-4-16

Просмотров: 1276


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)