Роль здоровьесберегающих технологий в практике работы учителя начальных классов
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-25-35
Аннотация
Цель исследования: изучить вопросы теории и практики применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов; разработка системы уроков с применением здоровьесберегающих технологий.
Материалы и методы. Используются следующие общетеоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, определение, изучение научно-теоретической литературы, опросные и анкетные методики, педагогическая диагностика.
Результаты. На современном этапе развития общества обнаруживается все более повышающееся количество негативных явлений в жизни не только взрослых людей, но также и детей, что подкреплено не только высокими показателями по частотности заболеваемости, но и преобладающими показателями пассивности, малоподвижности образа жизни, который ведут современные дети и подростки. Прежние подходы и стратегии в организации жизнедеятельности, которые одобрялись социумом в период постиндустриального общества, теперь обнаруживают собственную несостоятельность, так как в мировом пространстве происходит качественный переход от одного типа общества к другому. Соответственно, содержание и характер условий по формированию здоровья детей в образовательной организации также изменяются.
Авторы статьи описывают результаты исследования о роли здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов. Представлены основные направления работы по использованию здоровьесберегающих технологий. Приводится краткое содержание данных технологий. Для определения эффективности здоровьесберегающих технологий в практике работы учителя начальных классов было организованы констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для определения уровня знаний обучающихся о здоровом образе жизни и его ключевых компонентах был использован авторский тест «ЗОЖ». Результаты исследований представлены в виде таблиц и диаграмм.
Заключение. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.
Результаты контрольного эксперимента доказали, что здоровьесберегающие технологии помогли сохранить и улучшить здоровье учащихся.
Ключевые слова
Об авторе
А. Н. СемилетоваРоссия
Анна Николаевна Семилетова, к.п.н., преподаватель кафедры педагогической психологии имени профессора В.А.Гуружапова факультета психология образования
Москва
Список литературы
1. Авдулова Т.П. Психология младших школьников в контексте детско-родительских отношений // Образовательная политика. 2014. № 2. С. 71–83.
2. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Радуга, 2016. 183 с.
3. Андрианова О.П. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Евразийский научный журнал. 2016. № 2. С. 14–15.
4. Аскерова М.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. № 4. С. 120–124.
5. Базарный В.Ф. Школа или конвейер биороботов? Современная концепция образования России: суть и влияние на здоровье детей, возможные альтернативы. М.: Концептуал, 2015. 68 с.
6. Белякова И.И. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 5. С. 1–5.
7. Байбородова С.В. Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность начальной школы // Вопросы науки и образования. 2018. № 3. С. 1–3.
8. Гавриленко О.Л., Попова А.Ю. Состояние здоровья детского населения области и комплекс мероприятий, направленных на его улучшение // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 1. С. 34–35.
9. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии. Волгоград: Учитель, 2017. 61 с.
10. Дубогай А.Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов: дисс… д-ра п. н. Киев, 2016. 374 с.
11. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: дисс… д.-ра п. н. СПб., 2016. 409 с.
12. Зотова М.О. Когнитивные и эмоциональные особенности младших школьников в условиях реализации здоровьесберегающих и традиционных образовательных технологий: автореф. Дис. … к.псих.н. Ростов н/Д., 2017. 19 с.
13. Бугаева А.П. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Якутск: СВФУ, 2019. 123 с.
14. Кайдалова Ю.Н., Емелина Е.В. Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности начальной школы // Инновационная наука. 2019. № 3. С. 1–3.
15. Кокаева И.Ю. Педагогические условия развития психоэмоционального здоровья младших школьников. Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2019. 139 с.
16. Миназова З.М. Профессиональная подготовка педагогов-психологов к решению вопросов охраны здоровья детей средствами здоровьесберегающих образовательных технологий: автореф. Дис. … к.п.н. Махачкала, 2017. 23 с.
17. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Жулин Н.В. Методы оценки и самоконтроля физического здоровья учащейся молодежи. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. 174 с.
18. Морозов М.А. Здоровый человек и его окружение. Здоровьесберегающие технологии. СПб.: Лань, 2016. 371 с.
19. Наймушина, А.Г., Петрова Ю.А. Физиология человека и здоровьесберегающие технологии. Тюмень: ТИУ, 2021. 154 с.
20. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования: дисс… д-ра п.н. Магнитогорск, 2015. 389 с.
21. Трещева О.Л. Теория формирования культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. Дисс… д-ра п. н. Омск, 2013. 51 с.
22. Цибульникова В.Е., Леванова Е.А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании. М.: МПГУ, 2017. 147 с.
23. Шадрина Ю.Е. Возрастная психология. М.: Российский университет дружбы народов, 2021. 158 с.
24. Ячменникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С. 66–72.
Рецензия
Для цитирования:
Семилетова А.Н. Роль здоровьесберегающих технологий в практике работы учителя начальных классов. Открытое образование. 2023;27(1):25-35. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-25-35
For citation:
Semiletova A.N. The Role of Health-Saving Technologies in the Work Practice of the Primary School Teacher. Open Education. 2023;27(1):25-35. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-25-35