Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Подготовка к поступлению в высшее учебное заведение как инвестиционный проект

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-36-50

Аннотация

Цель исследования – разработка алгоритма управления вложениями в подготовку к поступлению в высшее учебное заведение как инвестиционным проектом.
Материалы и методы. Исследование включает обзор библиографических источников по вопросам имеющихся методик и подходов к определению экономической эффективности подготовки к поступлению в высшее учебное заведение, а также методик оценки эффективности инвестиционных проектов. Также включает сбор и анализ статистической совокупности данных и разработку механизма выбора способа подготовки при имеющихся данных об абитуриенте посредством нейросетевого моделирования.
Результаты. Рассматривается ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность подготовки к поступлению абитуриента. Оценивается эффективность основных траекторий подготовки к поступлению посредством моделирования результатов собранной статистической совокупности, в частности: школьная подготовка, репетиторство, дополнительные курсы. Строятся нейросетевые модели, позволяющие определить взаимосвязи между факторами влияния на результат подготовки к поступлению и осуществить выбор определения значимости входных параметров абитуриента при различных траекториях подготовки. В соответствии с отобранными данными разрабатывается нейросетевая модель для выбора оптимальной траектории подготовки к поступлению в высшее учебное заведение. В результате построения нейросетевой модели строится математическая модель для определения наиболее оптимального способа подготовки. Подготовка к поступлению рассматривается как инвестиционный проект. Путем применения метода оценки эффективности инвестиционного проекта и подхода к управлению им на основании созданной модели описывается алгоритм выбора наилучшей траектории подготовки к поступлению в высшее учебное заведение, позволяющий абитуриентам самостоятельно оценить вложения в подготовку как инвестиционный проект и выбрать наиболее экономически эффективный способ подготовки. Путем адаптации метода оценки экономической эффективности вложений посредством дисконтирования денежных потоков, применяемой в бизнес-среде, была сформулирована методика выбора наиболее оптимальной траектории подготовки.
Заключение. Можно утверждать, что вложения в дополнительную подготовку к поступлению старшеклассника в высшее учебное заведение имеет смысл рассматривать в качестве инвестиционного проекта, в котором инвестором выступает родитель, а целью проекта является поступление в высшее учебное заведение. Для оценки эффективности вложений в подготовку и грамотного управления ими, разработан алгоритм выбора наиболее экономически эффективной траектории подготовки к поступлению в высшее учебное заведение, на примере поступления в Пермский государственный национальный исследовательский университет. Алгоритм построен на базе нейросетевой модели, учитывающей входные параметры учеников: продолжительность подготовки, частота дополнительных занятий, уровень мотивации и средняя успеваемость как факторов влияния на вероятность поступления в высшее учебное заведение. Алгоритм предназначен и может быть использован для управления инвестициями, направленными в дополнительную подготовку ребенка, посредством определения наиболее экономически эффективного способа использования денежных ресурсов. Разработанный алгоритм целесообразно использовать в тех случаях, когда в виде конечной цели предполагает поступление ребенка в учебное заведение. В таком случае, использование модели предложит наилучшую с экономической точки зрения траекторию подготовки для конкретного абитуриента с учетом входных параметров.

Об авторах

В. А. Катаева
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Василина Андреевна Катаева

Пермь



В. Р. Масалкина
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Владислава Радиевна Масалкина

Пермь



А. А. Пономарева
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Анастасия Александровна Пономарева

Пермь



Список литературы

1. Пак В.Д., Нужина Н.И. Что такое проект? Определение и признаки // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 8(3). С. 133–134.

2. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

3. Прокошина И.О. Управление инвестиционными проектами // Молодой ученый. 2018. № 48(234). С. 413–415.

4. Прахов И.А. Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в ВУЗ // Прикладная эконометрика. 2015. № 1 (37). С. 107–124.

5. Марк Брэй. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 65–84.

6. Лоялка П.К, Захаров А.Б. Does shadows education help students prepare for college? // International Journal of Educational Development. 2016. Т. 49. С. 22–30.

7. Нуриева Л.М., Киселев С.Г. О бедном репетиторе замолвите слово (еще раз об эффективности репетиторства для подготовки к ЕГЭ // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 8. С. 143–163.

8. Дробышева В.В. Оценка эффективности инвестиций в образование как значимого элемента системы менеджмента качества жизни // Вестник ТГУ. 2009. № 7. С. 93–99.

9. Андрущак Г.В., Натхов Т.В. Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования // Вопросы образования. 2012. № 3. С. 64–86.

10. Санников Д.А. Репетиторство как вид педагогической деятельности // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2021. № 199. С. 189–195.

11. Лобачева В.И. Психологические факторы, влияющие на подготовку школьников к единому государственному экзамену // Kant. 2017. № 4 (25). С. 72–75.

12. Чернявская В.С., Меркулов Д.С. Взаимосвязь результатов ЕГЭ и успешности учебной деятельности выпускников школы // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6. С. 290–300.

13. Центральный банк РФ [Электрон. ресурс] // Официальный сайт. Режим доступа: https://cbr.ru/. (Дата обращения: 17.05.22).

14. ПГНИУ [Электрон. ресурс] // Официальный сайт. Режим доступа: http://www.psu.ru/. (Дата обращения: 17.05.22).

15. МГИМО [Электрон. ресурс] // Официальный сайт. Режим доступа: https://mgimo.ru/. (Дата обращения: 17.05.22).

16. СПбГУ [Электрон. ресурс] // Официальный сайт. Режим доступа: https://spb.postupi.online/vuz/spbgu/. (Дата обращения: 17.05.22).

17. НИУ ВШЭ [Электрон. ресурс] // Официальный сайт. Режим доступа: https://www.hse.ru/. (Дата обращения: 17.05.22).


Рецензия

Для цитирования:


Катаева В.А., Масалкина В.Р., Пономарева А.А. Подготовка к поступлению в высшее учебное заведение как инвестиционный проект. Открытое образование. 2023;27(1):36-50. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-36-50

For citation:


Kataeva V.A., Masalkina V.R., Ponomareva A.A. Preparation for Entering a Higher Educational Institution as an Investment Project. Open Education. 2023;27(1):36-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-36-50

Просмотров: 480


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)