Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Проблема домашнего обучения школьников в педагогической теории и практике

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-51-60

Аннотация

Цель исследования. В современном обществе система образования переживает глобальные изменения, как технической, так и с методической стороны. Что сказывается на организации школьного образования, проявления социальных трудностей, таких так переполненные классы, недостаток кадров в школах, трудностях для детей следовать шаблонам в процессе обучения или изменениям программы. Все больше и больше родителей переводят детей на домашнюю форму обучения. Если несколько лет назад ученые рассматривали данное направление получения образования как альтернативное государственным и частным школам, то сейчас это направление граничит с «мейнстримом» в образовательной практике как в России, так и за рубежом, особенно в США, где это едва ли не самая быстрорастущая форма получения образования (от 2% до 8% в год в течение последних нескольких лет). В разных странах существуют различные формы домашнего обучения, своя специфика и локальные законы, которые регулируют такой формат обучения. В России Федеральный закон «Об образовании» 1992 года утвердил возможность выбора для школьников учиться в школе или вне её стен, а Конституционный суд РФ в 2000 году гарантировал доступность такой формы получения образования. Предусмотрено получение общего образования в очной, очно-заочной или заочной форме, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Целью представленной работы является анализ состояния проблемы домашнего обучения в педагогической теории и практике. 
Материалы и методы исследования. Базу исследования составила зарубежная и отечественная научно-методическая литература, отражающая исторический анализ развития домашнего образования в России и за рубежом, а также отражающая современное становление сути понятия «домашнее обучение». При изучении данных источников по рассматриваемой проблеме использовались методы теоретического анализа и синтеза, их абстрагирование и конкретизация.
Методологической базой исследования выступили исторический и комплексный подходы как наиболее важные для осмысления сущности и содержания домашнего обучения, выявления специфических форм его реализации и общих для выявленных форм теоретико-методических положений.
Результаты. В результате исследования изучен исторический аспект формирования понятия «домашнее обучение» и уточнена его формулировка, выявлены отличия данного понятия от понятий «надомное обучение», «семейное образование» и «дистанционное обучение», раскрыты характеристики типов домашнего обучения.
Заключение. Проведенный теоретический анализ и выводы исследования по рассматриваемой проблеме могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов организации домашнего обучения. Выделены общие и отличительные особенности форм домашнего обучения, а также представлены теоретико-методические положения любой из форм домашнего обучения.

Об авторах

М. В. Романова
Магнитогорский государственный технический университет
Россия

Марина Викторовна Романова, к.п.н., доцент, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Магнитогорск



Ю. А. Сафронова
Магнитогорский государственный технический университет
Россия

Юлия Александровна Сафронова, магистрант 2 курса кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Магнитогорск



Список литературы

1. Cheng A., Tuchman S., Wolf P.J. Homeschool Parents and Satisfaction with Special Education Services // Journal of School Choice. 2016. Т. 10. № 3. С. 381–398.

2. Антуфьева М.П. Понятие «семейное образование» в России и США: сопоставительный анализ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 164–165.

3. Заславская О.В. Домашнее обучение как педагогическое явление // Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Симферополь, 2021. С. 23–28.

4. Ray B.D. Research Facts on Homeschooling [Электрон. ресурс] // National home education research institute. 2016. 3 с. Режим доступа: http://www.nheri.org/research/research-facts-on-homeschooling.html.

5. Губанова А.А., Кольга В.В. Дидактические принципы и особенности электронного обучения [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17921.

6. Лешер О.В., Леус Н.В. Характеристика образовательной среды школы // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. Т. 2. С. 359.

7. Закон об образовании «Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» в редакции от 06.02.2020 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

8. Самохин А.В., Платонова А.С. Домашнее образование–реальность // Вестник Владимирского гос. ун-та им. А.Г. и Н.Г Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 32(51). С. 29–40.

9. Аркатова Л.Р. Педагогические условия организации надомного обучения учащихся с ограниченными возможностями: дис. канд. пед. наук. Казань, 2009. 214 с.

10. Краткие статистические данные, представленные правительством РФ в ответ на запрос комитета ООН по правам ребенка [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ombudsman.gov.ru/doc/spdoc/0206.shtml.

11. Антуфьева М.П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы // Молодой ученый. 2018. № 15(201). С. 204–206.

12. Письмо Минобрнауки от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70417012/.

13. Мазалова М.А. Развитие традиций элитности в теории и практике семейного воспитания и домашнего образования в России в XIX веке // Человеческий капитал. 2020. № 11(143). С. 122–128.

14. Землянская Ю.А., Романова М.В. Использование дистанционного обучения в семейном образовании // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования: Материалы I Национальной научно-практической конференции (Магнитогорск, 30 ноября 2020 г.). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020.

15. Мингазов И.Ф., Яркова Т.А., Милованова Н.Г. Модели и опыт организации семейного образования // Вестник НВГУ. 2019. № 4. С. 102–109.

16. Халяпина Л.В. Семейное образование в России и за рубежом // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2(71). С. 167–175.

17. Мухибуллоев Б.Х. Дистанционная форма обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.tajagroun.tj/ru/otdel-isektory/distantsionnaya-forma-obucheniya.html.

18. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 75–82.

19. Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В. Опыт дистанционного обучения студентов стоматологического факультета в условиях пандемии covid-19 [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. Режим доступа: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=29772. (Дата обращения: 03.02.2023).

20. Advanced Distributed Learning (ADL), Sharable Content Object Reference Model (SCORM) 2004 2nd Edition Overview, 2004. 29 с.

21. Benkler Y. Common wisdom: Peer production of educational materials. Center for Open and Sustainable Learning at Utah State University, 2005. Режим доступа: http://www.benkler.org/Common_Wisdom.pdf.

22. Сергеев А.Г., Жигалов И.Е., В.В. Баландина В.В. Введение в электронное обучение. Владимир: ВлГУ, 2012. 182 с.


Рецензия

Для цитирования:


Романова М.В., Сафронова Ю.А. Проблема домашнего обучения школьников в педагогической теории и практике. Открытое образование. 2023;27(1):51-60. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-51-60

For citation:


Romanova M.V., Safronova Yu.A. The Problem of Home Education of Schoolchildren in Pedagogical Theory and Practice. Open Education. 2023;27(1):51-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-51-60

Просмотров: 670


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)