Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48

Аннотация

Целью работы является прогнозирование возможных трендов влияния генеративного искусственного интеллекта, в частности технологий ChatGPT, на образование. Прогнозные оценки формируются на основе анализа экспертных дискуссий об использовании данных цифровых технологий в образовании, ведущихся в настоящее время в публичном пространстве и в научном сообществе. Выделяются и сопоставляются основные группы экспертных мнений и научных подходов, что позволяет представить перспективное видение процессов интеграции генеративного искусственного интеллекта в образование. Анализ и прогноз в большей степени осуществляется на примере практик использования генеративного искусственного интеллекта в высшем образовании, однако основные положения и выводы могут быть экстраполированы и на другие уровни образования.

Материалы и методы. В ходе проведенного исследования использовались методы качественного анализа экспертных мнений, представленных в публичном пространстве (в СМИ, в социальных сетях, на сайтах образовательных организаций и аналитических агентств, в публичных выступлениях), а также методы содержательного анализа научных публикаций. Осуществлялась группировка и классификация экспертных мнений и научных подходов. При осуществлении анализа также использовались результаты социологического исследования, проведенного методом онлайн-опроса студентов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова на выборке более 3 тыс. человек. Для формирования прогнозных оценок использовались методы социального прогнозирования.

Результаты. Проведенный анализ позволил заключить, что публичный дискурс по вопросу использования генеративного искусственного интеллекта в образовании является противоречивым. Было выявлено пять групп экспертных мнений относительно влияния генеративного искусственного интеллекта на образование, которые отличаются разными взглядами на необходимость его использования в образовательных организациях и на глубину образовательных трансформаций, которые могут произойти под его воздействием. Анализ научных дискуссий показал, что научным сообществом окончательно не определены последствия влияния технологий генеративного искусственного интеллекта на сферу образования, при этом выявляются возможные перспективные направления и проблемные зоны его использования, а также его потенциал к инициированию новых реформ в образовании. Спрогнозированы следующие возможные тренды интеграции генеративного искусственного интеллекта в образование: постепенная смена парадигмы образования в направлении творчески ориентированного образования; увеличение доли и расширение сферы использования технологий искусственного интеллекта в образовании; формирование новых правовых и этических норм, регулирующих использование генеративного искусственного интеллекта в образовании; повышение значимости и изменение роли преподавателя.

Заключение. Генеративный искусственный интеллект обладает высоким потенциалом для решения перспективных задач развития образования. Однако быстрое технологическое развитие ввиду неполной изученности неизбежно сопряжено с многочисленными рисками, что требует создания методологии использования генеративного искусственного интеллекта в образовании, совершенствования нормативно-правовой базы и решения этических задач. Будущее видится за новым качественным уровнем интеграции человека и искусственного интеллекта в образовательной сфере, способствующей повышению качества человеческого капитала, соответствующего стремительно развивающимся технологиям Индустриальной революции 5.0.

Об авторах

Л. В. Константинова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Лариса Владимировна Константинова, Д.с.н., профессор, директор НИИ развития образования

Москва



В. В. Ворожихин
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Владимир Вальтерович Ворожихин, К.э.н., ведущий научный сотрудник НИИ развития образования

Москва



А. М. Петров
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Антон Маркович Петров, К.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник НИИ развития образования

Москва



Е. С. Титова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Екатерина Сергеевна Титова, К.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник НИИ развития образования

Москва



Д. А. Штыхно
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Дмитрий Александрович Штыхно, К.э.н., доцент, проректор

Москва



Список литературы

1. Lim W.M., Gunasekara A., Pallant J.L., Pallant J.I., Pechenkina E. Generative AI and the future of education: Ragnarök or reformation? A paradoxical perspective from management educators // The International Journal of Management Education. 2023. № 21(2). С. 100790. DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100790.

2. Lecler A., Duron L., Soyer P. Revolutionizing radiology with GPT-based models: Current applications, future possibilities and limitations of ChatGPT [Электрон. ресурс] // Diagnostic and Interventional Imaging. 2023. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S221156842300027X (Дата обращения: 20.02.2023).

3. Haleem A., Javaid M., Singh R.P. An era of ChatGPT as a significant futuristic support tool: A study on features, abilities and challenges // BenchCouncil Transactions on Benchmarks, Standards and Evaluations. 2022. Т. 2. № 4. С. 100089. DOI: 10.1016/j.tbench.2023.100089.

4. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 40–57. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57/.

5. Юрченков В., Курганов Д., Ширшова Л. (ред.), Толкачева Е. (ред). AI в обучении: на что способны технологии уже сейчас? [Электрон. ресурс] // EduTech. 2022. № 4(49). С. 1–60. Режим доступа: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/09f/85v0n3to7fvy3awqz3p1lboeq0sk464r/EduTech_49_web.pdf. (Дата обращения: 15.02.2023).

6. РГГУ предложил заблокировать чат-бот нейросети ChatGPT, который написал студенту диплом [Электрон. ресурс] // Фонтанка.Ру. Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2023/02/01/72023855/. (Дата обращения: 15.02.2023).

7. AFP: Sciences Po запретил использовать чат-бот ChatGPT [Электрон. ресурс] // ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnayapanorama/16904511 (Дата обращения: 18.02.2023).

8. Подвигина Е. Около 20 французских студентов отправили на пересдачу из-за чат-бота ChatGPT [Электрон. ресурс] // Лента.Ру. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2023/02/03/bot/. (Дата обращения: 18.02.2023).

9. Clercq De G., Kao J. Top French university bans use of ChatGPT to prevent plagiarism [Электрон. ресурс] // Reuters. Breaking International News & Views. Режим доступа: https://www.reuters.com/technology/top-french-universitybans-use-chatgpt-prevent-plagiarism-2023-01-27/. (Дата обращения: 18.02.2023).

10. AI’s detection tool: GPTZero [Электрон. ресурс] // GPTZer. Режим доступа: https://gptzero.me/. (Дата обращения: 19.02.2023).

11. Карасева Е. Поймали в нейросети: что такое генеративный ИИ и почему он появился везде [Электрон. ресурс] // Известия. Информационный портал. Режим доступа: https://iz.ru/1457606/ekaterina-karaseva/poimaliv-neiroseti-chto-takoe-generativnyi-ii-i-pochemupoiavilsia-vezde. (Дата обращения: 18.02.2023).

12. Hess R. Will ChatGPT Unflip the Classroom? [Электрон. ресурс] // Education Week. 2023. Режим доступа: https://www.edweek.org/technology/opinion-will-chatgpt-unflip-theclassroom/2023/01. (Дата обращения: 21.02.2023).

13. Амиров Р.А. Искусственный интеллект в высшем образовании [Электрон. ресурс] // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства: материалы XII Международной научно-практической конференции (Махачкала, 23–24 сентября 2020 года). Махачкала: Информационно-Полиграфический Центр ДГТУ, 2020. С. 27–30. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46125063_46070535.pdf (Дата обращения: 19.02.2023).

14. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. Том 27. № 6. С 41–49.

15. Laupichler M.C., Aster A., Schirch J., Raupach T. Artificial intelligence literacy in higher and adult education: A scoping literature review // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022. Vol. 3. 100101. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100101.

16. Bhutoria A. Personalized education and Artificial Intelligence in the United States, China, and India: A systematic review using a HumanIn-The-Loop model // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022. Vol. 3. 100068. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100068.

17. Eke D.O. ChatGPT and the rise of generative AI: Threat to academic integrity? [Электрон. ресурс] // Journal of Responsible Technology. 2023. Vol. 13. 100060. Режим доступа: https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S2666659623000033?token=9C3F8BE963E9A559CD930AF599A80015D0F24BBA7673260771603626F4C4F9AC8B65942B 4F99E809E03F13BDAEAEC0A5&originRegion= eu-west-1&originCreation=20230302153037 (Дата обращения: 25.02.2023).

18. Susnjak T. ChatGPT: The End of Online Exam Integrity? [Электрон. ресурс] // ArXiv: 2212.09292v1 [cs. AI]. Режим доступа: https://arxiv.org/pdf/2212.09292. (Дата обращения: 24.02.2023).

19. Харабаджах М.Н. Преимущества и риски использования искусственного интеллекта в высшем образовании [Электрон. ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 295–298. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50256304. (Дата обращения: 21.02.2023).

20. Корчагин С.А. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21. Вып. 1. С. 37–42. DOI: 10.18500/1818-9601 -2021 -21 -1 -37-42.

21. Diwan C., Srinivasa S., Suri G., Agarwal S., Ram P. AI-based learning content generation and learning pathway augmentation to increase learner engagement // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. Vol. 4. 100110. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100110.

22. Gheisari M., Becerik-Gerber B., Dossick C.S. Emerging learning technologies for future of work and education in engineering [Электрон. ресурс] // Advanced Engineering Informatics. 2022. 101775. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1474034622002336. (Дата обращения: 21.02.2023).

23. Лапаев Л.Л., Машенская Т.Н., Гончаренко А.А., Петросян В.Р. Использование технологии GPT-3 в искусственном интеллекте при изучении иностранного языка // Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом: материалы (тезисы) 49-й международной конференции (Москва, 26–27 мая 2022 года). М.: АО «Национальный институт радио и инфокоммуникационных технологий», 2022. С. 101–103.

24. Струнин Д.А. Искусственный интеллект в сфере образования [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2023. № 6 (453). С. 15–16. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/453/99921/. (Дата обращения: 28.02.2023).

25. Brady L., Wang T. Chatting about ChatGPT: How May AI and GPT Impact Academia and Libraries? // Library Hi Tech News. 2023. DOI: 10.2139/ssrn.4333415.

26. Павлюк Е.С. Роль искусственного интеллекта в высшем сетевом образовании [Электрон. ресурс] // Психология, педагогика, языкознание: новые векторы развития: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 20 октября 2022 года). Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф»», 2022. С. 61–63. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49621480_76464211.pdf (Дата обращения: 21.02.2023).

27. Srinivasan V. AI & learning: A preferred future // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022. Vol. 3. 100062. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100062.

28. Ямполь Е.С., Светличная Н.П. Использование искусственного интеллекта в образовании // Открытые эволюционирующие системы: цифровая трансформация: материалы шестой международной научно-практической конференции, посвященная 85-летию образования ДВГУПС, 20-летию международной научной конференции «Открытые эволюционирующие системы» (Хабаровск, 08–09 июля 2022 года). Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. С. 221–232.

29. DiPaol S., Gabora L., McCaig G. Informing artificial intelligence generative techniques using cognitive theories of human creativity // Procedia Computer Science. 2018. Volume 145. P. 158–168. DOI: 10.1016/j.procs.2018.11.024.

30. Ali S., DiPaola D., Lee I., SindatoV., Kim G., Blumofe R., Breazeal C. Children as creators, thinkers and citizens in an AI-driven future // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. Vol. 2. 100040. DOI: 10.1016/j.caeai.2021.100040.

31. Климкина Л.П. Искусственный интеллект в сфере образования // Проблемы формирования и перспективы развития научного, образовательного и имиджевого потенциала Российских вузов в глобальном цифровом образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции (Пенза, 30–31 марта 2022 года). Пенза: Издательство: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. С. 56–59.

32. Tlili A., Shehata B., Adarkwah M.A., Bozkurt A., Hickey D.T., Huang R., Agyemang B. What if the devil is my guardian angel: ChatGPT as a case study of using chatbots in education // Smart Learn. Environ. 2023. 10. №15. DOI: 10.1186/s40561-023-00237-x.

33. Chen X, Xie H, Zou Di, Hwang G.-J. Application and theory gaps during the rise of Artificial Intelligence in Education // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2020. Vol. 1. 100002. DOI: 10.1016/j.caeai.2020.100002.

34. Мухамадиева К.Б. Анализ исследований по применению искусственного интеллекта в высшем образовании // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 2 (11). С. 119–124.

35. Wang X., Liu Q., Pang H., Seng Chee Tan S.C. Lei J., Wallace M.P., Li L. What matters in AI-supported learning: A study of human-AI interactions in language learning using cluster analysis and epistemic network analysis // Computers & Education. 2023. Vol. 194. 104703. DOI: 10.1016/j.compedu.2022.104703.

36. Gašević D., Siemens G., Sadiq S. Empowering learners for the age of artificial intelligence [Электрон. ресурс] // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. 100130. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666920X23000097. (Дата обращения: 18.02.2023).

37. de Vries L.E., May M. Virtual laboratory simulation in the education of laboratory technicians– motivation and study intensity // Biochemistry and Molecular Biology Education. 2019. Vol. 47. P. 257–262. DOI: 10.1002/bmb.21221.

38. Wang D.D., Qian Z., Vukicevic M., Engelhardt S., Kheradvar A., Zhang C., Little S.H., Verjans J., Comaniciu D., O’Neill W.W., Vannan M.A. 3D Printing, Computational Modeling, and Artificial Intelligence for Structural Heart Disease // JACC: Cardiovascular Imaging. 2021. Vol. 14. P. 41–60. DOI: 10.1016/j.jcmg.2019.12.022.

39. NOLEJ. Automatically convert documents (Text, Video, Audio) into dynamic active learning content through the use of AI [Электрон. ресурс] // NOLEJ. Режим доступа: https://nolej.io/. (Дата обращения: 24.02.2023).

40. AI в обучении: на что способны технологии уже сейчас? Сессия 49 [Электрон. ресурс] // Сберуниверситет. Режим доступа: https://sberuniversity.ru/edutech-club/events/seminaredutech-sessiya-49/?ysclid=l74ep9mz5n723464186. (Дата обращения: 24.02.2023).

41. Dilmegani C. Synthetic Data vs Data Masking: Benefits & Challenges in 2023 [Электрон. ресурс] // AIMultiple. Режим доступа: https://research.aimultiple.com/synthetic-data-vsdata-masking/. (Дата обращения: 26.02.2023).

42. Dilmegani C. Synthetic Data vs Real Data: Benefits, Challenges in 2023 [Электрон. ресурс] // AIMultiple. Режим доступа: https://research.aimultiple.com/synthetic-data-vs-real-data/. (Дата обращения: 26.02.2023).

43. Dilmegani C. Top 6 Use Cases of Generative AI in Education [Электрон. ресурс] // AIMultiple. Режим доступа: https://research.aimultiple.com/generative-ai-in-education/. (Дата обращения: 26.02.2023).

44. Скрипниченко П. Нейросети в образовании: противник или союзник? [Электрон. ресурс] // itWeek. Режим доступа: https://www.itweek.ru/ai/article/detail.php?ID=225845. (Дата обращения: 27.02.2023).

45. Artificial intelligence in education [Электрон. ресурс] // UNESCO. Режим доступа: https://www.unesco.org/en/digital-education/artificialintelligence (Дата обращения: 27.02.2023)


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Константинова Л.В., Ворожихин В.В., Петров А.М., Титова Е.С., Штыхно Д.А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы. Открытое образование. 2023;27(2):36-48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48

For citation:


Konstantinova L.V., Vorozhikhin V.V., Petrov A.M., Titova E.S., Shtykhno D.A. Generative Artificial Intelligence in Education: Discussions and Forecasts. Open Education. 2023;27(2):36-48. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48

Просмотров: 3168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)