Использование технологии смешанного обучения «перевернутый класс» в формировании лидерских качеств у будущих ИТ специалистов
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-16-26
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Целью работы является обоснование практико-ориентированной интерактивной информационно-педагогической технологии смешанного обучения «перевернутый класс» в формировании лидерских качеств у будущих ИТ специалистов. Актуальность данной проблемы обусловлена процессом перехода национальной экономики на инновационный путь развития и востребованностью в связи с этим ИТ специалистов, готовых стать лидерами в своей сфере и способных увлечь и повести за собой свои команды.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительного анализа существующих отечественных и зарубежных подходов к использованию технологии смешанного обучения «перевернутый класс», а также общенаучный системный подход, позволяющий исследовать процесс взаимодействия субъектов и объектов образовательной деятельности в вузе и возможность повышения эффективности образовательного процесса на основе использования цифровых инструментов и системы дистанционного обучения (СДО) Мoodle. Разработанная технология апробирована в Минском филиале ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» им. Г.В. Плеханова» в работе со студентами направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика», профиль программы – «Цифровая трансформация бизнеса».
Результаты. В рамках исследования разработана и успешно апробирована практико-ориентированная интерактивная информационно-педагогическая технология смешанного обучения «перевернутый класс», направленная на развитие лидерских качеств у будущих ИТ специалистов. Предлагаемый нами вариант использования технологии смешанного обучения успешно отвечает на вызовы, с которыми сталкиваются при реализации технологии перевернутого класса зарубежные и отечественные исследователи и практики, а именно: приверженность студентов традиционному пассивному формату обучения, отсутствие у них мотивации, необходимой для самостоятельной работы и сотрудничеству друг с другом в процессе подготовки к аудиторным занятиях и как следствие этого – неподготовленность студентов к аудиторным занятиям и низкий уровень их активности и сотрудничества во время аудиторных занятий.
Заключение. Предлагаемая информационно-педагогическая технология позволяет развивает в студенческих группах корпоративную культуру команды и формирует у них способность вести свои команды к успеху в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. Л. ЗагуменновБеларусь
Юрий Леонидович Загуменнов, К.п.н., доцент, доцент кафедры информационных технологий и гуманитарных дисциплин
Минск
Список литературы
1. Мурашко И.Р. Единое образовательное пространство как основа евразийской экономической интеграции // Экономика и инновации: Сборник статей участников межвузовской научно-практической конференции. (Москва, 17 ноября 2022 года). М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2023. Т. 1. С. 30-37.
2. Загуменнов Ю.Л. Использование системы Moodle и технологии перевернутого класса в учебном процессе в вузе // Интернет-технологии в образовании: сборник материалов XIX Всероссийской научнопрактической конференции (Чебоксары, 17-20 мая 2022 года). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. С. 147-154.
3. Итинсон К.С., Чиркова В.М. «Перевернутый класс»: инновационная модель обучения в высшем учебном заведении // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31). С. 88-90. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0902-0022.
4. Браславская Е.А. Использование технологии смешанного обучения «перевернутый класс» в сфере иноязычного образования в ВУЗе // Материалы пула научно-практических конференций (Сочи, 23-27 января 2023 года). Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского; Керченский государственный морской технологический университет; Луганский государственный педагогический университет; Луганский государственный университет имени Владимира Даля. Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2023. С. 620-623.
5. Путистина О.В. Использование технологии перевернутого класса в гибридном курсе по методике обучения иностранным языкам в вузе // Инновации в образовании. 2022. № 3. С. 41-50.
6. Денисенко А.В., Березняцкая М.А., Калинина Ю.М. Применение технологии «перевернутый класс» на занятиях с иностранными студентами нефилологических специальностей // Русистика. 2022. Т. 20. № 1. С. 115-126. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-1-115-126.
7. Кулагина А.А. Применение технологии «перевёрнутый класс» в образовательном процессе вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 2(59). С. 138-146. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2022.2.138.
8. Тюрина З.С. Технология «перевернутый класс» в обучении итальянскому языку в языковом вузе // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции. (Будва, Черногория, 01-08 октября 2019 года). Редколлегия: Г.В. Сороковых, О.И. Короленко, Е.Ю. Горбачева, отв. ред. и сост. Е.Я. Григорьева. Москва: Московский городской педагогический университет, 2022. С. 134-141.
9. Baker J.W. The “classroom flip”: Using web course management tools to become the guide by the side. In Paper presented at the 11th international conference on college teaching and learning, Jacksonville, FL. 2000.
10. Bland L. Applying flip/inverted classroom model in electrical engineering to establish lifelong learning. In Paper presented at the American Society of Engineering Education Conference and Exposition. Chicago, IL. 2006.
11. Foertsch J., Moses G., Strikwerda J., Litzkow M. Reversing the lecture/homework paradigm using e-Teach web-based streaming video software // Journal of Engineering Education. 2002. № 91(3). С. 267-274.
12. Bergmann J., Sams A. Flip your classroom: Reach every student in every class every day. Eugene, OR: International Society for Technology in Education. 2012.
13. Gerstein J. The flipped classroom model: A full picture [Электрон. ресурс]. 2011. Режим доступа: http://usergeneratededucation.wordpress.com/2011/06/13/the-flipped-classroom-model-afull-picture.
14. Alvarez B. Flipping the classroom: Homework in class, lessons at home. Education Digest. 2012. № 77(8). С. 18-21.
15. Fulton K.P. 10 Reasons to flip. Phi Delta Kappan. 2012. № 94(2). С. 20-24.
16. Demetry C. Work in progress-an innovation merging “classroom flip” and team-based learning. In Paper presented at the 40th ASEE/IEEE frontiers in education conference. Washington, DC. 2010.
17. Zappe S., Messner J., Litzinger T., Lee H.W. “Flipping” the classroom to explore active learning in a large undergraduate course. In Paper presented at the American society for engineering education annual conference and exhibition, Austin, TX. 2009.
18. Long T., Cummins J. Waugh M. Use of the flipped classroom instructional model in higher education: instructors’ perspectives // J Comput High Educ 2017. № 29. С. 179-200 (2017). https://doi.org/10.1007/s12528-016-9119-8/.
19. Тихонова Н.В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 74.
20. Замуруева Н.А., Лепешкина Г.Г. Технология «Перевернутый класс»: история возникновения, преимущества и недостатки использования в вузе // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2022. № 16. С. 175-177. https://doi.org/10.36683/2500-249X/2022-16/175-177.
21. Загуменнов Ю.Л. Использование принципов личностно-ориентированной технологии Дальтон в высшем учебном заведении // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития в условиях цифровой экономики: Сборник статей XV международной научно-практической конференции (Минск, 24 июня 2021 года). Минск: Белорусский государственный аграрный технический университет, 2021. С. 26-29.
Рецензия
Для цитирования:
Загуменнов Ю.Л. Использование технологии смешанного обучения «перевернутый класс» в формировании лидерских качеств у будущих ИТ специалистов. Открытое образование. 2023;27(2):16-26. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-16-26
For citation:
Zagoumennov I.L. Using the Technology of Blended Learning “Flipped Classroom” in the Formation of Leadership Qualities in Future IT Specialists. Open Education. 2023;27(2):16-26. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-16-26
ISSN 2079-5939 (Online)