Параметризация воспитательной деятельности в образовательном учреждении высшего образования
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-3-36-42
Аннотация
Цель исследования. Постановка программы воспитательной работы в ВУЗах является одной из важнейших в рамках формирования личности выпускника. Однако правила формирования такой программы являются рамочными и строятся на основе государственной Стратегии воспитательной деятельности, а также в соответствии с профильностью самого образовательного учреждения. Такое «открытое» состояние формирование программ, конечно же, даёт преимущества в свободе выбора траекторий воспитательной работы со студентами, однако и накладывает отпечаток на возможность полноты учёта интересов всех сторон воспитательного процесс. Важно сформировать видение того, как, какими параметрами будет учтено мнение со стороны не только руководства образовательного учреждения, преподавательского состава, но и самих студентов, а также их родителей.
Материалы и методы. Основой проведения исследования послужили материалы нормативно-правовой базы и теоретические статьи в области воспитательной деятельности. Упор делался на системный анализ взаимосвязи воспитательных практик с оглядкой на ценностные ориентиры современной молодёжи. В части выработки предложений использовался метод анкетного онлайн опроса студентов, родителей и законных опекунов, преподавательского состава, руководства факультета, а также представителей подразделений, в чьей компетенции находятся вопросы воспитательной деятельности.
Результаты. Разработаны карты оценки параметров воспитательной работы в контексте духовно-нравственных и социально-аксиологических параметров. На основе проведенного анализа удалось структурировать как сильные стороны воспитательной практики ВУЗа, а также слабые места, на которые важно обращать внимание. В результате, подход, описанный в статье, позволяет образовательному учреждению при формировании собственной программы воспитания студентов, определения траекторий развития каждого обучающегося, понимать, какие могут возникать проблемы и недопонимания в системном плане, а также определять для себя, на какие отдельно параметры воспитательных контекстов важно сделать упор.
Заключение. Автор работает над систематизацией практик воспитательного процесса через системное разложение отдельных составляющих программ воспитательной работы со студентами в ВУЗе. Вопросы, требующего своего дальнейшего исследования – какие должны быть индикативные показатели и инструменты их измерения, а также периодичность такой работы. Так, например, обращает на себя внимание, какие метрики позволят оценить степень развития внутренних чувств у студентов как воля, справедливость, вера в добро и пр.
Ключевые слова
Об авторе
А. И. МосалёвРоссия
Антон Игоревич Мосалёв, К.э.н., доцент, доцент Департамента менеджмента
Москва
Список литературы
1. Владимир Путин обозначил главные приоритеты воспитания и образования российской молодежи [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2023/03/02/urok-dlinoiu-v-god.html. (Дата обращения: 10.04.2023).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (Дата обращения: 10.04.2023).
3. Вапнярская О.И. Воспитательная деятельность в вузах: управленческий и маркетинговый аспект // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2008. № 2. С. 61–69.
4. Ковалева Е.И. Проектирование воспитательной системы школы в контексте законодательных изменений Российской Федерации // Современное педагогическое образование. 2022. № 10. С. 138–142.
5. Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 63–72. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-6.
6. Садовникова С.М. Педагогическая поддержка студентов в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 101–107.
7. Семенова Н.В. Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. С. 13.
8. Thompson M., Fetter A., Perez J. College Student Psychological Distress: Relationship to Self-Esteem and Career Decision Self-Efficacy Beliefs // Career Development Quarterly. 2019. № 67 (4). С. 282–297.
9. Щеглова И.А., Дремова О.В. Внеучебная деятельность как фактор академической успешности студентов: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 36 с.
10. Никифоров Ю.Н., Скалина А.Н. О понятии «гражданственность» [Электрон. ресурс] // Вестник Башкирского университета. 2007. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-grazhdanstvennost. (Дата обращения: 03.03.2023).
11. Чельцов М.В. Проблемы определения критериев сформированности гражданственности и патриотизма молодежи [Электрон. ресурс] // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. 2016. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-opredeleniyakriteriev-sformirovannostigrazhdanstvennosti-i-patriotizma-molodezhi. (Дата обращения: 04.03.2023).
12. Нуждин Д.М. Педагогические условия патриотического воспитания курсантов военного вуза: дис… канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 208 с.
13. Айвазян А.А., Сильчук Е.В., Трынов Д.В. Позитивные практики и эффекты в системе патриотического воспитания граждан Свердловской области [Электрон. ресурс]. М.: ФЛИНТА, 2017. 90 с. Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/43302. (Дата обращения: 10.04.23).
14. Сытник Г.В. и др. Формирование компетенций здорового образа жизни у студентов ВУЗа // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210). С. 350–354.
15. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003. 1134 с.
16. Макаренко А.С. Педагогическая поэма: глава Преображение. М.: Педагогика, 2003. С. 559.
17. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
18. Бурдуковская Е.А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента: дис. … канд. пед. наук. Благовещенск, 2004. 136 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мосалёв А.И. Параметризация воспитательной деятельности в образовательном учреждении высшего образования. Открытое образование. 2023;27(3):36-42. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-3-36-42
For citation:
Mosalev A.I. Parameterization of Educational Activities in an Educational Institution of Higher Education. Open Education. 2023;27(3):36-42. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-3-36-42