Диагностика результатов освоения компетенций в информационной среде обучения студентов ИТ-направлений
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-4-17-28
Аннотация
Цель исследования. Диагностика результатов обучения, представленных в компетентностном формате, в настоящее время является необходимой составной частью учебного процесса вуза. Цель выполненного исследования – разработать и реализовать в информационной среде обучения удобный и технологичный способ диагностики результатов освоения компетенций студентами ИТ-направлений. В качестве среды реализации используется одна из самых популярных в российских вузах систем дистанционного обучения Moodle, дополненная программным обеспечением собственной разработки и сторонними ресурсами. В статье представлены результаты моделирования и реализации предлагаемого способа диагностики результатов освоения компетенций студентов IT-направлений.
Методы и материалы. Авторами предложена инфологическая модель процесса подготовки банка диагностических заданий компетентностного формата. Обоснована необходимость декомпозиции индикаторов достижения компетенций на дисциплинарные компоненты, достижение которых можно диагностировать известными средствами педагогических измерений. Представлен способ реализации декомпозиции компетенций в системе Moodle с помощью фреймворка компетенций (Competency Framework) и технология подготовки диагностических заданий по принципу равномерного покрытия заданиями всех индикаторов достижения компетенций. Предложен пошаговый алгоритм корректировки банка заданий по результатам их выполнения студентами на основе анализа статистических характеристик заданий. Описан способ автоматического отслеживания освоения компетенций студентами по результатам выполнения диагностических заданий в системе Moodle.
Результаты. В статье представлен пример реализации предложенного способа диагностики результатов освоения компетенций в процессе обучения бакалавров направления 09.03.04 Программная инженерия. Представлен результат декомпозиции индикаторов достижения одной из общепрофессиональных компетенций на дисциплинарные компоненты, процесс подготовки заданий для диагностики по каждому дисциплинарному компоненту, дисциплинарные и междисциплинарные результаты диагностики освоения компетенции, полученные в системе Moodle. Результаты эксперимента показали, что для воплощения предложенного способа в информационной образовательной среде требуются определённые затраты времени на подготовительном этапе, но они окупаются повышением качества диагностических процедур и удобством их проведения.
Заключение. В ходе исследования был разработан, реализован и апробирован на практике технологичный способ диагностики результатов освоения компетенций студентами ИТ-направлений в информационной среде обучения, основанный на декомпозиции компетенций на дисциплинарные компоненты, поддающиеся измерению. Представлены результаты реализации предложенного способа в Вологодском государственном университете при обучении студентов направления «Программная инженерия». Результаты моделирования и реализации процесса диагностики результатов освоения компетенций могут быть адаптированы к учебному процессу различных направлений подготовки и различных форм обучения. Продолжение данного исследования имеет хорошие перспективы для повышения качества диагностических процедур компетентностного формата и эффективности учебного процесса в целом.
Об авторах
И. А. АндриановРоссия
Игорь Александрович Андрианов – кандидат технических наук, доцент кафедры автоматики и вычислительной техники
Вологда
А. М. Полянский
Россия
Андрей Михайлович Полянский – кандидат технических наук, доцент кафедры автоматики и вычислительной техники
Вологда
С. Ю. Ржеуцкая
Россия
Светлана Юрьевна Ржеуцкая – кандидат технических наук, доцент кафедры автоматики и вычислительной техники
Вологда
М. В. Харина
Россия
Марина Викторовна Харина – старший преподаватель кафедры английского языка
Вологда
Список литературы
1. Райхлина А.В., Громова М.В., Колесов Р.В. Комплексный подход к внедрению смешанного обучения в высшей школе // Открытое образование. 2022. С. 26(4). С. 55–65.
2. Дементьева А.С. Понятие смешанного обучения, преимущества и некоторые сложности в его реализации // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 3. С. 910–914.
3. Тельнов Ю.Ф., Лебедев С.А., Гаспариан М.С. Проектирование основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки «Прикладная информатика» на основе профессиональных стандартов // В сборнике «Новые информационные технологии в образовании: инновации в экономике и образовании на базе технологических решений 1С. Часть 1. Сборник научных трудов 17-ой Международной научно-практической конференции. 2017. C. 20–26.
4. Гаврилов А.В., Куликова С.В., Голкина Г.Е. Повышение уровня подготовки IT-специалистов на основе анализа требований рынка труда // Открытое образование. 2019. № 23(6). С. 30–40.
5. Васильева Е.В. Моделирование спроса на квалификацию кадров ИТ-отрасли // Управление. 2017. № 4. С. 34–39.
6. Аванесов В.С. История педагогической теории измерений // Педагогические Измерения. 2012. № 3. С. 3–26.
7. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллект центр, 2001. 296 с.
8. Коржик И.А., Протасова И.В., Толстобров А.П. Тестовая система Moodle и качество тестовых заданий // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции. М.: ИНТУИТ. РУ, 2012. C. 187–196.
9. Бершадская М.Д., Серова А.В. Универсальные компетенции: индикаторы, опыт разработки и оценивания [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://knastu.ru/media/files/page_files/teachers/Bershadskaya_UK__indikatory_opyt_razrabot.tsenivaniya_Seminar_AKUR_05.2018.pdf. (Дата обращения: 24.06.2023).
10. Василькова Н.А. Нормативно-методические аспекты формирования фондов оценочных средств в модели ФГОС 3++ по направлению высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т.11. № 2. С. 62–77.
11. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127–135.
12. Полянский А.М., Смирнова Е.А. Проектирование рабочей программы дисциплины на основе элементов компетенций // Открытое образование. 2018. № 22(3). С. 35–51.
13. Овчинников А.А., Гитман М.Б., Гитман Е.К. Алгоритм создания автоматизированной информационной системы оценивания уровня сформированности компетенций студента вуза // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 2018. № 3. С. 300– 304.
14. Шафоростова Е.Н., Валова А.А. Проектирование компетентностной модели выпускника как средство оценки качества обучения // Открытое образование. 2019. № 23(5). С. 54–63.
15. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19 декабря 2013 г. № 1367.
16. Открытая обучающая платформа Moodle [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moodle.org.(Дата обращения: 24.06.2023).
17. Андрианов И.А., Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Междисциплинарный дистанционный практикум для студентов ИТ-направлений // Открытое образование. 2021. № 2. С. 41–50.
18. Ржеуцкая С.Ю., Ржеуцкий А.В. Алгоритм классификации учебных заданий в дистанционном практикуме по программированию // Интеллектуально-информационные технологии и интеллектуальный бизнес (ИНФОС-2019): материалы десятой международной научно-технической конференции. Вологда: ВоГУ, 2019. С. 217–220.
19. Anatoly Shvetsov, Svetlana Rzheutskaya, Anna Sergushicheva, Alexey Sukonschikov, Igor Andrianov, Dmitry Kochkin. The Architecture of Intelligent Agent-based Educational System for Training Students in a Technical University // V International Conference on Information Technologies in Engineering Education (Inforino). (14–17 April 2020, Moscow). Moscow: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc. 2020, № 5.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.04. Программная инженерия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/090304_B_3_17102017.pdf (Дата обращения: 24.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Андрианов И.А., Полянский А.М., Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Диагностика результатов освоения компетенций в информационной среде обучения студентов ИТ-направлений. Открытое образование. 2023;27(4):17-28. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-4-17-28
For citation:
Andrianov I.A., Polyanskiy A.M., Rzheutskaya S.U., Kharina M.V. Diagnostics of the results of mastering competencies in the information environment for teaching IT students. Open Education. 2023;27(4):17-28. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-4-17-28