Повышение уровня познавательной активности студентов системы среднего профессионального образования на занятиях по информатике на основе коллективного способа обучения
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-2-24-37
Аннотация
Цель. Целью статьи является обоснование применения коллективного способа обучения на занятиях по информатике в системе среднего профессионального образования, способствующего повышению уровня познавательной активности студентов.
Методология исследования. Идея исследования связана с реализацией коллективных способов обучения на учебных занятиях по информатике для повышения уровня познавательной активности студентов. Применение коллективных способов обучения на занятиях по информатике рассматривается с трех позиций: организационной, методической и диагностической. К организационному аспекту отнесены условия формирования студенческих групп и сценарии их взаимодействия в процессе обучения. Методический аспект связан с выбором и подготовкой специального учебно-методического обеспечения, включая методы и способы обучения. Диагностический аспект обеспечивает оценку результативности усвоения учебного материала, уровня познавательной активности и состояния психологической атмосферы на учебных занятиях. Измерение уровня познавательной активности осуществляется при помощи упрощенной трехмерной диагностической методики О.В. Маркеловой. Наблюдение за изменениями психологической атмосферы на занятиях происходит методом педагогического наблюдения.
Результаты. На основании адаптации принципов и преимуществ коллективных способов обучения (по В.К. Дьяченко) под задачи системы среднего профессионального образования, были обозначены условия формирования студенческих групп и сценарии их взаимодействия в процессе обучения информатике. Предложен цикл тренингов для реализации коллективного способа обучения на занятиях по информатике и составлена коллекция цифровых образовательных ресурсов. Адаптирован диагностический инструментарий для выявления уровня познавательной активности на занятиях по информатике. Проведена диагностика уровня познавательной активности и результативности усвоения учебного материала на занятиях по информатике, а также проанализирована психологическая атмосфера на занятиях по информатике.
Выводы. Применение приемов коллективного способа обучения на занятиях по информатике в системе среднего профессионального образования способствует повышению уровня познавательной активности студентов и, как следствие, обеспечивает комфортную психологическую атмосферу на занятиях и повышает результативность усвоения учебного материала.
Ключевые слова
Об авторе
К. Е. ТимофееваКрасноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия
Ксения Евгеньевна Тимофеева - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», кафедра Информационных технологий в образовании, аспирант; Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота», преподаватель информатики, физики, математики первой категории
Красноярск
Список литературы
1. Алтухова М.А. Информационные компетенции как основа развития познавательной активности студентов вуза физической культуры [Электрон. ресурс] // Вестник ЧГАКИ. 2014. № 2 (38). С. 170–172. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyekompetentsii-kak-osnova-razvitiya-poznavatelnoyaktivnosti-studentov-vuza-fizicheskoy-kultury (Дата обращения: 22.01.2024).
2. Бочкарева Т.Н Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема [Электрон. ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 1. С. 18–28. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-studentovvuzov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (Дата обращения: 22.01.2024).
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: учебное пособие. СПб: Издательство СпбГУ, 1992. 154 с.
5. Гусева Т.А. Психология познавательной активности: системно-стилевое исследование: монография. Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2013. 211 с.
6. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.
7. Маркелова О.В. Диагностическая среда оценки уровня познавательной активности студентов колледжей при изучении информатики [Электрон. ресурс] // Нижегородское образование. 2018. № 4. С. 75–81. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnosticheskayasreda-otsenki-urovnya-poznavatelnoy-aktivnostistudentov-kolledzhey-pri-izuchenii-informatiki (Дата обращения: 22.01.2024).
8. Маркелова О.В. Психолого-педагогические особенности изучения информатики в колледже [Электрон. ресурс] // Педагогическая информатика. 2019. № 1. С. 75–78. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/start_session.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D38213012 (Дата обращения: 25.01.2024).
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
10. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Электрон. ресурс] // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5–17. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:31759/Source:default (Дата обращения: 25.01.2024).
11. Найн А.Я. Педагогические основы рефлексивного управления профессионально-образовательным учреждением: монография. Челябинск: Уральская академия, 2012. 392 с.
12. Пак Н.И. О концепции информационного подхода в обучении [Электрон. ресурс] // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 1
13. С. 91–98. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptsii-informatsionnogo-podhodav-obuchenii/viewer (Дата обращения: 25.01.2024).
14. Прихожан А.М. Познавательная активность [Электрон. ресурс] // Интернет-журнал «Первое сентября». 2003. № 43. Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304307 (Дата обращения: 22.01.2024).
15. Синебрюхова А.В. Активизация познавательной деятельности студентов [Электрон. ресурс] // Специалист. 2008. № 8. С. 26–28. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24694/1/notv-2014-164.pdf (Дата обращения: 22.01.2024).
16. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1974. 440 с.
17. Литвинская И.Г., Иволгина Л.И., Лебединцев В.Б. и др. Фронтально-парные занятия: учебно-методическое пособие / Под. ред. И.Г. Литвинской. Красноярск: 2022. 76 с.
18. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Народная асвета, 1975. 208 с.
19. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1992. 208 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тимофеева К.Е. Повышение уровня познавательной активности студентов системы среднего профессионального образования на занятиях по информатике на основе коллективного способа обучения. Открытое образование. 2024;28(2):24-37. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-2-24-37
For citation:
Timofeeva K.E. Increasing the Level of Cognitive Activity of Students of the Secondary Vocational Education System in Computer Science Classes Based on a Collective Learning Method. Open Education. 2024;28(2):24-37. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-2-24-37