Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Проектирование основных профессиональных образовательных программ высшего образования нескольких квалификаций

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-44-53

Аннотация

В статье рассмотрен основной подход к проектированию образовательных программ нескольких квалификаций, который разрешен к применению, но по факту не используется образовательными организациями России, в связи с непонятностью структуры и объемов программы, а также правил финансирования и реализации.

Для достижения результата в статье применялся метод глубинного анализа законодательных требований к проектированию образовательных программ. В статье рассмотрены основные подходы к проектированию объемов программы и сроков ее реализации. Рассмотрены задачи включения тематических модулей и правила выполнения сопряженности результатов обучения. Проведен анализ финансового обеспечения процессов реализации программ, а также актуальных задач организации конкурсов на выделение контрольных цифр приема на программы нескольких квалификаций. В работе представлен опыт использования информационной системы Электронный МЭИ используемой для разработки образовательных программ. Электронный МЭИ представляет собой образовательный конструктор, в котором через шаблоны и данные получаются стандартизированные документы, проверяемые в автоматическом режиме на выполнения требовании законодательства Российской Федерации.

В результате исследования выделены два варианта проектирования программ нескольких квалификаций: программы двух квалификаций с получением одного диплома или программы получения двух дипломов высшего и дополнительного образования. Программы двух квалификаций станут «точкой роста» развития российского образования, помогут формировать профессиональные квалификации с привязкой к современным цифровым и предпринимательским компетенциям, необходимым сегодня молодым специалистам.

Об авторах

С. В. Вишняков
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Россия

Сергей Викторович Вишняков, к.т.н., доцент, директор Института информатики и вычислительной техники,

Москва.



А. Н. Рогалев
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Россия

Андрей Николаевич Рогалев, д.т.н., доцент, заведующий кафедрой Инновационных технологий наукоемких отраслей,

Москва.



Т. А. Шиндина
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Россия

Татьяна Александровна Шиндина, д.э.н., доцент, директор Института дистанционного и дополнительного образования,

Москва.



Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Карпенко М.П., Фокина В.Н., Слива А.В. О лицензионных требованиях к вузам, реализующим образовательные программы высшего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий // Право и образование. 2012. № 10. С. 4–13.

3. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Профессиональные стандарты – основа проектирования образовательных программ нового поколения // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2(90). С. 101–106.

4. Мезенова О.Я., Чернова А.В., Агафонова С.В. Изменения в структуре и содержании подготовки кадров высшего образования в России: проектирование основных образовательных программ высшего образования в новом формате // Актуальная биотехнология. 2022. № 1. С. 139–143.

5. Рубин Ю., Коваленко А. Результаты обучения и обеспечение качества образования // Качество образования. 2016. № 3. С. 16–18.

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.04.2017. № 245.

7. Порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре, утвержденный приказом Минтруда России от 15.11.2016. № 649н.

8. Сорокина Г.П., Першина Т.А., Долгих Е.А. Внедрение цифровых компетенций в образовательные программы высшего образования в России // Вестник университета. 2022. № 5. С. 61–70.

9. Вишняков С.В. Опыт реализации и перспективы развития образовательных программ в области ИКТ // В сборнике: Современные цифровые технологии: проблемы, решения, перспективы. Национальная (с международным участием) научно-практическая конференция. Казань, 2022. С. 24–27.

10. Шиндина Т.А., Михайлова И.П., Усманова Н.В. Организация системы дополнительного образования ФГОБУ ВО «НИУ «МЭИ» в условиях цифровой трансформации // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2021. № 42. С. 121–133.

11. Марченко С.С. Методические модели реализации образовательных программ с присвоением нескольких квалификаций // Научный доклад Научного учреждения «Экспертно-аналитический центр» Минобрнауки России, 2022.

12. Сапрыгина Д.А. Сетевое взаимодействие в управлении организациями высшего образования и сетевые образовательные программы: типы и модели // Менеджер. 2023. № 2(104). С. 128–137.

13. Шиндина Т.А. Роль дистанционных образовательных технологий в развитии образовательных программ в сетевой форме: опыт и актуальные задачи // В сборнике: Инфорино-2018. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 537–540.

14. Шевченко И.К., Масыч М.А. Анализ нормативно-правового обеспечения реализации образовательных программ с использованием сетевой формы ведущими и опорными университетами // Вектор экономики. 2017. № 11(17). С. 14.

15. Булахов А.В. Опыт обучения по программе международной академической мобильности «два диплома» по направлению «информатика» и магистерской программе «Компьютерные технологии инжиниринга» (СПБГЭТУ «ЛЭТИ») // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2014. Т. 1. С. 96–98.

16. Краснощеков В.В., Мак-Клеллан И. Совместные образовательные программы как фактор повышения качества высшего образования // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2015. Т. 1. С. 19–20.

17. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Индивидуальные образовательные программы как новый механизм сопряжения высшего образования и сферы труда // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 3. С. 451–465.

18. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих высшее образование, молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденные Минобрнауки России от 26.03.202. № 209.

19. Стукалова И.Б. Финансовое обеспечение сетевых образовательных программ: методический аспект // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 2. № 3(135). С. 75–86.

20. Корольков С.А., Решетникова И.М., Тараканов В.В. Модель проведения финансовых расчетов при сетевой форме реализации образовательных программ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. № 5(28). С. 99–107.

21. Серебряков А.А. Обзор программы стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ-2030» // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3. № 3. С. 236–241.

22. Яшин Е.Е. ПРОЕКТ «Цифровая кафедра» как средство формирования профессиональной мобильности выпускника вуза // Гуманитарные науки и образование. 2023. Т. 14. № 1(53). С. 88–94.

23. Максимкина О.И., Жадунова Н.В., Кирдяшова Е.В., Яшин Е.Е. Проект «Цифровые кафедры»: как и у кого формировать цифровые компетенции? // Социальные нормы и практики. 2023. № 4(10). С. 34–49.


Рецензия

Для цитирования:


Вишняков С.В., Рогалев А.Н., Шиндина Т.А. Проектирование основных профессиональных образовательных программ высшего образования нескольких квалификаций. Открытое образование. 2024;28(1):44-53. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-44-53

For citation:


Vishnyakov S.V., Rogalev A.N., Shindina T.A. Designing the Main Professional Educational Programs of Higher Education of Several Qualifications. Open Education. 2024;28(1):44-53. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-44-53

Просмотров: 278


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)