Формирование компетенций в области информационной безопасности у будущих бакалавров прикладной информатики
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-4-11
Аннотация
Целью исследования является разработка модели формирования компетенций в области информационной безопасности бакалавров по направлению Прикладная информатика. Актуальность данной проблемы обуславливается современными требованиями к работникам предприятий и, соответственно, на процесс их подготовки. Востребованность квалифицированных сотрудников, обладающих навыками не только в своей сфере деятельности, но и в областях, актуальных для информационного общества, таких как информационная культура и умение обеспечивать информационную предприятия.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели использовался компетентностый подход позволяющий активизировать процесс формирование готовности и способности субъектов принимать самостоятельные решения, высказывать независимые суждения и при этом участвовать в общем деле, выстраивать отношения с другими участниками совместной деятельности. В работе применялись следующие методы: анализ педагогической, научно-технической и методологической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение и наглядного представления результатов.
Результаты. В рамках проведенного исследования была разработана модель табличной формы формирования компетенций в области информационной безопасности на основе компетентностного подхода. В рамках статьи отражена модель формирования компетенции в области информационной безопасности на примере ДПК-2 (способность принимать участие в управлении проектами, организации ИТ-инфраструктуры и управлении информационной безопасностью) в процессе изучения дисциплины «Информационная безопасность». Описаны составляющие блоки разработанной модели: диагностический, мотивационный, теоретический, практический и контрольно-аналитический. В соответствии с этапами данного процесса формирования компетенций и решаемыми задачами каждого этапа представлены различные инновационные формы и методы.
Результаты работы показывают, что процесс формирования компетенций в области информационной безопасности у бакалавров по направлению «Прикладная информатика» сложный и многогранный. Несмотря на то, бакалавры прикладной информатики не будут выполнять те же трудовые функции, что и специалисты по информационной безопасности, их подготовка должна быть достаточной для того, чтобы они могли проектировать и строить безопасные и надежные информационные системы. Педагогический поиск не завершен, но обрел необходимые границы, своеобразные центры кристаллизации, вокруг которых выстраивается учебная дисциплина.
Заключение. В заключении можно сделать вывод, что подготовка специалистов в области информационной безопасности – актуальная задача современного общества, решение которой завязано на научном обосновании и выявлении комплекса необходимых компетенций, которыми должен обладать современный специалист. Выделенные нами компоненты компетенций в области информационной безопасности, предложенная нами обобщенная табличная модель данных компетенций, а также этапы, методы и формы формирования данных компетенций у бакалавров Прикладной информатики, требуют дополнительного изучения. Проведенное исследование позволяет наметить пути решения многогранной и комплексной проблемы формирования у студентов компетенций в области информационной безопасности с учетом современных требований к подготовке специалистов не только в области информатики и информационных технологий.
Об авторах
И. В. ГавриловаРоссия
Ирина Викторовна Гаврилова, к.п.н., доцент, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий
Магнитогорск
М. В. Романова
Россия
Марина Викторовна Романова, к.п.н., доцент, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий
Магнитогорск
Е. В. Чернова
Россия
Елена Владимировна Чернова, к.п.н., доцент, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий
Магнитогорск
Список литературы
1. Чернова Е. В. Практикум по информационной безопасности для бакалавров прикладной информатики. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2019.
2. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. 176 с.
3. Чернова Е.В. Инновационные образовательные технологии в преподавании основ информационной безопасности // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 1(26). С. 52-55.
4. Захаров С.Ю. Персонал как фактор конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Международной научно-практической конференции (24 июня 2019 г., Магнитогорск) / под общ. ред. Н.Р. Балынской. Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2019. 155 с.
5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Народное образование, 1996. 93 с.
6. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса, пер. В.А. Звегинцева. М.: МГУ, 1972.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.
8. Гаврилова И.В. Основы оценки эффективности ИТ-проектов: практикум. Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2017. 80 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «бакалавр») [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/22/20111115155948.pdf (Дата обращения: 14.03.2024).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования бакалавриат направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090303.pdf (Дата обращения: 14.04.2024).
11. Поступи.Онлайн(2023). Список вузов, в которых можно получить профессию специалиста по прикладной информатике [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://postupi.online/professiya/specialist-po-prikladnoj-informatike/vuzi/ (Дата обращения: 26.11.2023).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/090303_B_3_17102017.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилова И.В., Романова М.В., Чернова Е.В. Формирование компетенций в области информационной безопасности у будущих бакалавров прикладной информатики. Открытое образование. 2024;28(3):4-11. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-4-11
For citation:
Gavrilova I.V., Romanova M.V., Chernova E.V. Formation of Competences in the Field of Information Security for Future Bachelors of Applied Informatics. Open Education. 2024;28(3):4-11. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-4-11