МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАССИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭБС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Abstract
Цель исследования Цель работы заключается в выявлении ключевых методологических принципов адаптации показателей эффективности классических библиотек для оценки педагогической и образовательной результативности электронных библиотечных систем (ЭБС) в профессиональном образовании, а также в определении их практической значимости для формирования инструментария анализа влияния цифровых ресурсов на учебный процесс.
Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, объединяющий теоретический анализ и эмпирические методы. Системно-функциональный подход был применен для формулирования преимуществ ЭБС (удаленный, быстрый, равный, легкий … доступ), что обеспечило комплексный анализ их влияния на образовательный процесс. Историко-аналитический метод использовался для выявления ключевых показателей эффективности, применяемых при оценке деятельности классических библиотек, что позволило обосновать их адаптацию к условиям цифровой образовательной среды. Эмпирический анализ включал обработку статистических данных, предоставленных электронными библиотечными системами, с использованием информации из административных кабинетов и открытых источников. Нормативно-правовой анализ охватывал изучение государственных стандартов и положений ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что обеспечило проверку соответствия функционала ЭБС установленным образовательным требованиям. Сравнительный метод был применен для сопоставления традиционных показателей эффективности библиотек с новыми метриками, обусловленными спецификой цифровой среды.
Результаты исследования демонстрируют, что несмотря на преемственность основных показателей эффективности от классических библиотек, в цифровой среде они трансформируются и приобретают новое качество. Такие метрики как количество регистраций, число посещений и обращений, количество книговыдач, статистика отказов и поисковые запросы становятся более детализированными благодаря цифровым технологиям. Адаптированные показатели позволяют более детально подойти к оцениванию педагогической и образовательной эффективности ЭБС - влиянию на формирование профессиональных компетенций, поддержку непрерывности обучения и достижение ФГОС ВО.
Заключение подчеркивает, что полученные результаты создают теоретико-методологическую основу для разработки комплексной модели оценки эффективности ЭБС, требующей дальнейшей верификации и углубленного изучения взаимосвязей между использованием электронных ресурсов, академической успеваемостью студентов и формированием профессиональных компетенций.
About the Authors
Светлана ПотаповаRussian Federation
Николай Амбросенко
Russian Federation
Ольга Лысак
Russian Federation
References
1. GOST R 57723-2017. The national standard of the Russian Federation. Information and communication technologies in education. Electronic library systems. General provisions" (approved and put into effect by Rosstandart Order No. 1256-st dated September 28, 2017)// SPS ConsultantPlus.
2. Pilko, I. S. Efficiency of library and information activities: indicators and assessment methods / I. S. Pilko, S. A. Mukhamedieva // Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture. – 2020. – № 2(43). – Pp. 172-180. – DOI 10.30725/2619-0303-2020-2-172-180. – EDN VZOTYZ.
3. Pilko, I. S. To assess the effectiveness of library activities / I. S. Pilko, S. A. Mukhamedieva // Scientific and technical libraries. – 2019. – No. 3. – pp. 31-44. – DOI 10.33186/1027-3689-2019-3-31-44. – EDN BVHEQI.
4. Gendina, N. I. Electronic library systems in the focus of digital didactics and cognitive features of the digital generation / N. I. Gendina, E. V. Kosolapova // Bibliosphere. – 2024. – No. 1. – pp. 7-17. – DOI 10.20913/1815-3186-2024-1-7-17. – EDN PTYQRE.
5. Ilahi R., Widiaty I., Wahyudin D., Abdullah A.G. Digital library as learning resources // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1402, No. 7. – 077044.
6. Naku R.K., Kurniawati D. Optimizing The Use Of Digital Libraries In Strengthening Educational Infrastructure In The Era Of Information Disruption // Mahir : Jurnal Ilmu Pendidikan Dan Pembelajaran. 2023. Vol. 2, No. 3. pp.
7. 187-193. 8. Ambrosenko, N. D. Electronic Library systems in the Era of digital education / N. D. Ambrosenko, S. O. Potapova // Information and education: the boundaries of communication. – 2023. – № 15(23). – Pp. 200-201. – DOI 10.59131/2411-9814_2023_15(23)_200. – EDN GMGHIN.
8. Romanov, P. S. Approaches of foreign librarians to assessing the effectiveness of libraries / P. S. Romanov // Materials of the Second socio-economic library readings : collection of reports, Khanty-Mansiysk, November 20-21, 2019. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Institute of Culture, 2020. pp. 35-50. - EDN XRQZMV.
9. Redkina, N. S. Measuring the effectiveness of libraries / N. S. Redkina // Bibliosphere. – 2009. – No. 1. – pp. 63-72. – EDN JWMFCJ.
10. Methodological guidelines to the executive authorities of the subjects of the Russian Federation and local governments on classifying cultural organizations as effective (ineffective) in terms of quality and accessibility of services, taking into account functional specifics / Ministry of Culture of the Russian Federation, Moscow, 2015. 206 p., 12
11. Shilov, V. V. On criteria and indicators of economic efficiency of library services V. V. Shilov // Scientific and technical libraries. - 2010. – No. 4. – pp. 28-40. – EDN MUBBDH.
12. GOST R 7.0.20-2014 "SIBID. Library statistics: indicators and units of calculation": official publication. Moscow: Standartinform, 2014.
13. Evaluation of the effectiveness of library activities. [Electronic resource] Access mode: https://lala.lanbook.com/rubrika-kachestvo/tpost/om3hyriuf1-otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-bibli (Date of request:04/09/2025)
14. Avramenko, E. Efficiency of library and information activities / E. Avramenko // Human. Society. Culture. Socialization : Proceedings of the XVIII International Youth Scientific and Practical Conference, Ufa, April 21-22, 2022. Ufa: Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, 2022. pp. 300-306. EDN UBKFBZ.
15. 4 indicators of library statistics: formulas and definitions// [Electronic resource] Access mode: https://lala.lanbook.com/4-pokazatelya-bibliotechnoj-statistiki-formuly-i-opredeleniya (Date of request:09.04.2025)
16. Librarian's Handbook / scientific ed. by A.N. Vaneev, V.A.V.A. Minkina - St. Petersburg, Profession, 2002 - 448s. (p.234).
17. Shilov, V.V. On criteria and indicators of economic efficiency of library funds / V.V. Shilov // Scientific and technical libraries. - 2010. – No. 4. – pp. 28-40. – EDN MUBBDH.
18. Dvorkina, M.Ya. Library and information activities: theoretical foundations and features of development in the traditional and electronic environment / M. Ya. Dvorkina. — Moscow: FAIR Publishing House, 2009. 256 p. ISBN 978-5-8183— 1530-0. — Text: direct.
19. Poll R and Bockhorst P. The Measurement of work quality. International guidelines for measuring the effectiveness of university and other Scientific libraries. Moscow: Logos, 2002. p. 152.
20. Ambrosenko, N. D. Analysis of the effectiveness of practical techniques for attracting students to register and use electronic library systems (EBS) in higher education / N. D. Ambrosenko, O. A. Lysak, S. O. Potapova // Problems of modern education. – 2024. – No. 6. – pp. 260-274. – DOI 10.31862/2218-8711-2024-6-260-274. – EDN JVJHRK.
21. Ambrosenko, N. D. Indicators of digital activity of EBS users in the Krasnoyarsk State Agrarian University and ways to increase them / N. D. Ambrosenko, O. A. Lysak, S. O. Potapova // Science and education: experience, problems, development prospects : Proceedings of the international scientific and practical conference, Krasnoyarsk, April 16-18, 2024. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2024. pp. 561-564. EDN MCJTKC.
Review
For citations:
, , . Open Education. 2025;29(3).