Реализация диагностических методов профориентации в компьютерных системах
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-33-41
Аннотация
Цель исследования – проанализировать существующие методы и системы профориентации, оценить их достоинства и недостатки, предложить собственное решение данной задачи с учетом существующих наработок в данной предметной области. Для людей, выбирающих работу, вопрос профориентации по-прежнему остается актуальным, проблемным и до конца не решенным. Особые сложности в выборе профессии и в выборе соответствующего учебного заведения существуют у выпускников средних образовательных заведений вследствие их малого жизненного опыта. В настоящее время для целей профориентации разработано значительное количество методов и компьютерных систем. Тем не менее, рекомендации психолога-консультанта по-прежнему считаются предпочтительными. Между тем, современные компьютеры могут хранить и обрабатывать огромное количество разнообразной информации о респонденте и профессиях, анализировать тенденции рынка профессий. Поэтому совершенствование систем профориентации, наделение их искусственным интеллектом видится перспективным.
Материалы и методы. Сбор информации по предметной области осуществлялся посредством изучения артефактов. В ходе анализа существующих методов и систем профориентации использовались методы классификации и систематизации, индукции и дедукции. Способом описания норм и требований к претенденту-специалисту послужили профессиограммы и списки необходимых компетенций и противопоказаний к профессии. Для выявления предрасположенности индивидуума к конкретному виду деятельности применялись методы диагностики интересов, склонностей, возможностей, психофизиологических способностей респондентов, тестирование внимания, интеллекта, творческих способностей, темперамента и т.п. Сопоставление личностных характеристик и требований в созданной системе осуществляется посредством продукционных правил и генетического алгоритма. В числе достоинств генетических алгоритмов концептуальная простота и широкая применимость, устойчивость к динамическим изменениям окружающей среды и способность к самоорганизации. Разработанная система профориентации подверглась экспериментальным исследованиям.
Результаты. Разработан генетический алгоритм, в котором в качестве исходной информации для создания новой популяции приняты информация о профессиях и информация о респонденте: а) его знания, умения и навыки; б) его желания, склонности, личностные качества. На основе этих данных формируется начальная популяция профессий. В результате скрещивания пары особей из родительской популяции получается потомок, хромосома которого состоит из генов обоих родителей. Отбор выживших экземпляров осуществляется на основе процента успеха в освоении каждой из профессий в списке и функции приспособленности. Разработанный алгоритм был реализован в программной системе. Как показали эксперименты, генетический алгоритм успешно справляется с задачей поиска оптимального списка профессий по заданному критерию.
Заключение. Результаты исследования показывают, что применение генетических алгоритмов предоставляет удобные механизмы внедрения методов искусственного интеллекта в сферу профориентации, что позволяет повысить качество рекомендаций по выбору профессии.
Об авторе
А. П. СергушичеваРоссия
Анна Павловна Сергушичева, К.т.н., доцент кафедры автоматики и вычислительной техники,
Вологда.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. М.: Высшая школа, 2005. 157 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
3. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс: Мокслас, 1981. 196 с.
4. Носкова О.Г. Общепсихологическая теория деятельности и проблемы психологии труда // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 3. С. 104–121.
5. Черных О.П. Современные методы профориентации и самоопределения обучающихся [Электрон. ресурс]. Магнитогорск: ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит»; Студия рекламы «KOLOSOK», 2021. 64 с. Режим доступа: https://dum-magnit.ru/wp-content/uploads/2021/12/Современные-методы-профориентации-уч-пососбие.pdf.
6. Holland J.P. Adaptation in Natural and Artificial Systems. An introductory analysis with application to biology, control and artificial intelligence. University of Michigan, 1975. 210 c.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2008. 320 с.
8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2010. 208 с.
9. Карта интересов Голомштока [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://psytests.org/work/mapG.html.
10. Опросник Йовайши: определи свои профессиональные склонности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://postupi.online/test/yovayshi/.
11. Шпенглер А.В., Созинова А.А. и др. Региональные профориентационные и карьерные порталы как инструмент эффективной кадровой политики региона // Экономика, предпринимательство и право. 2024. № 4.
12. Что такое smart-рекрутинг и чем полезен [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://platrum.ru/blog/chto-takoe-smart-rekruting-ichem-polezen.
13. Ивашина А.В. Модели и методы построения систем интеллектуальной поддержки профориентации: автореферат дис. … канд. техн. наук: 05.13.01. Красноярск, 2008. 19 с.
14. Колесова А.С., Сараева О.Н. Перспективы применения искусственного интеллекта в рофориентационной деятельности // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 7. С. 2475–2490.
15. ИИ рекрутинг: руководство по найму грамотнее и быстрее [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://playhunt.io/ru/blog/airecruiting.
16. Сергушичева А.П., Давыдова Е.Н. Построение компьютерной системы профориентации выпускников средних образовательных заведений на базе генетического алгоритма // Открытое образование. 2020. № 24 (3). С. 33–43. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-3-33-43/.
17. Вишняков С.В., Лазарев В.И., Вишнякова Ю.Н. Опыт организации проектной деятельности школьников по направлению «Информационные технологии» // Открытое образование. 2024. № 28 (4).
18. Болвачев А.И., Кушнарев К.А. Эмпирическая модель предуниверсария // Открытое образование. 2022. № 26(3). С. 4–16. DOI: 10.21686/1818-4243-2022-3-4-16.
19. Опросник профессиональных предпочтений (Дж. Холланд) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://кппт.рф/Prof_kabinet/psixol/oprosnik_professionalnykh_predpochtenij.pdf.
20. Работа в России: общероссийская база вакансий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://trudvsem.ru.
21. Фоксфорд. Бесплатная профориентация: тест и онлайн-курс [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://prof.foxford.ru.
22. Адукар. Тесты на профориентацию онлайн [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://adukar.com/ru/proftests.
23. Атлас новых профессий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://new.atlas100.ru/.
24. Родионов С.В. Представление знаний в системах искусственного интеллекта: конспект лекций. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022. 68 с.
25. Гладков Л.А., Курейчик В.В., Курейчик В.М. Генетические алгоритмы. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. 368 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сергушичева А.П. Реализация диагностических методов профориентации в компьютерных системах. Открытое образование. 2025;29(3):33-41. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-33-41
For citation:
Sergushicheva A.P. Implementation of Diagnostic Methods of Career Guidance in Computer Systems. Open Education. 2025;29(3):33-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-33-41