Необходимость и возможность билингвального обучения информатике в вузах республики Тыва
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-42-50
Аннотация
Цель исследования. В образовательных учреждениях национальных регионов страны важное значение в обеспечении качества образовательного процесса может приобрести билингвальное обучение. Билингвальное обучение предмету и овладение учащимися предметными знаниями в определенной области на основе взаимосвязанного использования двух языков (родного и государственного) представляет не только образовательный интерес. В этой связи цель работы заключается в изучении билингвального портрета жителей республики Тыва, выявлении потребности в билингвальном обучении информатике студентов и целесообразности включения в их подготовку билингвальных средств и методов обучения, на примере Тувинского государственного университета.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы: ментальный подход Н.И. Пака для обоснования потребности в билингвальном обучении студентов, проживающих в национальных регионах; компетентностный подход в проектировании и обработке вопросов анкет; инверсионный подход Д.А. Бархатовой при разработке средств и методов билингвального обучения по информатике. Также был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретические (анализ источников по проблеме исследования, конкретизация данных, обобщение психолого-педагогической литературы, сравнение данных, дедукция, содержательная интерпретация, анализ результатов) и эмпирические (анкетирование, тестирование, обработка и анализ полученных результатов).
Результаты. Определение билингвального портрета жителей р.Тыва, а также выявление потребности в билингвальном обучении информатике студентов Тувинского государственного университета осуществлялось с помощью специально разработанных анкет. Анализ анкетных данных показал, что кол-во билингвалов в республике Тыва составляет 82%, среди студентов физико-математического факультета ТувГУ – 99%. Кол-во опрошенных преподавателей, студентов и родителей, считающих важным билингвальное образование в республике Тыва, превышает 70%. Таким образом, развитие билингвального обучения при изучении предметов в школе и вузе становится не только возможным, но и необходимым. Для определения научно-методических направлений развития билингвального обучения информатике в школе и вузе были разработаны образцы разных вариантов представления учебной информации в билингвальных учебниках по теме «Теория информации». Экспертный опрос и анкетирование студентов выявили факт предпочтения учебникам с синхронным представлением содержания на двух языках.
Заключение. Статистические данные анкетного опроса позволили представить билингвальный портрет жителей республики Тыва в целом, и студенческого контингента Тувинского государственного университета в частности. Следует отметить, что для значительного большинства обучаемых тувинский язык является родным, а русский язык – языком обучения. Анализ анкетных данных показывает актуальность и необходимость билингвального обучения предметам в школе и вузе. Эту позицию выразила значительная часть респондентов, включающих преподавателей, родителей и студентов. Результаты исследования позволили определить наиболее предпочтительный формат представления содержания учебных билингвальных ресурсов в синхронном и «перевернутом» виде. Безусловно следует развивать исследования механизмов билингвального мышления и на их основе создавать методические системы билингального обучения предметам в школах и вузах р. Тыва.
Об авторе
Д. О. КууларРоссия
Долаана Орлан Куулар, К.п.н., доцент,
Кызыл.
Список литературы
1. Мкртычева Н.С. Билингвизм как тенденция развития современного общества // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 712–714.
2. Шолбан Ч.Х. Исследовательская работа «Тувинско-русский билингвизм» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/ index.php/files/issliedovatiel-skaia-rabota-tuvinskorusskii-bilin.html. (Дата обращения: 07.04.2025).
3. Серээдар Н.Ч. Тувинский язык как средство общения тувинцев: проблемы и перспективы [Электрон. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2018. № 1. С. 4–19. Режим доступа: https://nit.tuva.asia/nit/issue/view/37/23. DOI: 10.25178/nit.2018.1.1. (Дата обращения: 08.04.2025).
4. Зембатова Л.Т. Билингвальное обучение как фактор повышения качества математического образования в национальной школе // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 86–89.
5. Статья 14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. (Дата обращения: 01.04.2025).
6. Арефьев А.Л., Бахтикиреева У.М., Синячкин В.П. Проблемы билингвизма в системе школьного языкового образования Республики Тыва [Электрон. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2021. № 1. С. 255–275. Режим доступа: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/1011. DOI: 10.25178/nit.2021.1.14. (Дата обращения: 08.04.2025).
7. Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Д., Мусницкая Е.В., Нечаев Н.Н. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2013. № 12. С. 12–16.
8. Мамардашвили М. К. Законы инакомыслия // Здесь и теперь. 1992. № 1. С. 85–93.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.
10. Махмутов М.И. Обучение русскому языку в условиях билингвизма // Советская педагогика. 1983. № 11.
11. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Ленинград: Наука, 1975. 189 с.
12. Бавуу-Сюрюн М.В. Тувинский язык на современном этапе: образовательный аспект [Электрон. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2010. № 3. С. 57–71. Режим доступа: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/500. (Дата обращения: 07.04.2025).
13. Беккер Н.А. Проблема воспитания в семье ребенка-билингва (русский язык и родной язык) // Молодой ученый. 2025. № 13(564).
14. Сардалова Л.Р., Арсалиева Э.Х. Билингвизм и его влияние на когнитивное развитие студентов в России // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 12–2 (73). DOI: 10.25726/m3229-0451-1549-x.
15. Саая С.К., Шершнева В.А. Довузовская математическая подготовка будущих абитуриентов в условиях двуязычия на примере Республики Тыва [Электрон. ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-1. С. 365–368. Режим доступа: https:// gpa.cfuv.ru/attachments/article/6071/Выпуск%2082%20часть%201,%202024%20год.pdf. (Дата обращения: 29.03.2025).
16. Салчак А.Э., Бурбужук Д.Э., Майер В.Р. О билингвально-анимационном подходе к решению прикладных задач на уроках математики в условиях тувинско-русского двуязычия [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 2. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33391. DOI: 10.17513/spno.33391. (Дата обращения: 29.03.2025).
17. Сарыглар С.В. Методика обучения алгебре учеников-билингвов 7 класса с использованием компьютерной анимации на примере республики Тыва: дис. …канд. пед. наук. Красноярск, 2024.199 с.
18. Vainshtein Yu.V., Noskov M.V., Shersh- neva V.A., Tanzy M.V. Mathematics e-learning in the conditions of bilinguality // Informatics and Education. 2022. № 37(4). С. 25–33. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-4-25-33.
19. Тюлюш М.К., Куулар Д.О. Обучение основам программирования студентов педагогических направлений подготовки тувинского государственного университета в условиях тувинско-русского двуязычия [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. Режим доступа: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=33925 (Дата обращения: 08.04.2025).
20. Сат С.К. Двуязычие в преподавании информатики в национальной школе Республики Тыва [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210992. (Дата обращения: 07.04.2025).
21. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс. М.: Просвещение, 2023. 256 с.
22. Бархатова Д.А., Морозова А.Ю., Свидерская П.С., Хегай Л.Б. Информационные технологии / под ред. Н.И. Пака. СПб.: Лань, 2025. 208 с.
23. Гаврилов, М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии. М.: Юрайт, 2025. 319 с.
24. Пак Н.И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования // Открытое образование. 2021. № 25(5). С. 4–14. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-5-4-14.
25. Бархатова Д.А., Марьясова А.Н., Пак Н.И., Фаут Ю.В. Технология создания инновационного учебника для системы педагогического образования // ИНФО. 2024. Т. 39. № 4. С. 51–61.
Рецензия
Для цитирования:
Куулар Д.О. Необходимость и возможность билингвального обучения информатике в вузах республики Тыва. Открытое образование. 2025;29(3):42-50. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-42-50
For citation:
Kuular D.O. The Need and Possibility of Bilingual Teaching of Computer Science in Universities of the Republic of Tuva. Open Education. 2025;29(3):42-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-42-50