Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Методологические принципы адаптации показателей эффективности классических библиотек для комплексной оценки ЭБС в профессиональном образовании

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-51-60

Аннотация

Цель исследования. Цель работы заключается в выявлении ключевых методологических принципов адаптации показателей эффективности классических библиотек для оценки педагогической и образовательной результативности электронных библиотечных систем (ЭБС) в профессиональном образовании, а также в определении их практической значимости для формирования инструментария анализа влияния цифровых ресурсов на учебный процесс.

Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, объединяющий теоретический анализ и эмпирические методы. Системно-функциональный подход был применен для формулирования преимуществ ЭБС (удаленный, быстрый, равный, легкий … доступ), что обеспечило комплексный анализ их влияния на образовательный процесс. Историко-аналитический метод использовался для выявления ключевых показателей эффективности, применяемых при оценке деятельности классических библиотек, что позволило обосновать их адаптацию к условиям цифровой образовательной среды. Эмпирический анализ включал обработку статистических данных, предоставленных электронными библиотечными системами, с использованием информации из административных кабинетов и открытых источников. Нормативно-правовой анализ охватывал изучение государственных стандартов и положений ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что обеспечило проверку соответствия функционала ЭБС установленным образовательным требованиям. Сравнительный метод был применен для сопоставления традиционных показателей эффективности библиотек с новыми метриками, обусловленными спецификой цифровой среды.

Результаты исследования демонстрируют, что несмотря на преемственность основных показателей эффективности от классических библиотек, в цифровой среде они трансформируются и приобретают новое качество. Такие метрики как количество регистраций, число посещений и обращений, количество книговыдач, статистика отказов и поисковые запросы становятся более детализированными благодаря цифровым технологиям. Адаптированные показатели позволяют более детально подойти к оцениванию педагогической и образовательной эффективности ЭБС - влиянию на формирование профессиональных компетенций, поддержку непрерывности обучения и достижение ФГОС ВО.

Заключение подчеркивает, что полученные результаты создают теоретико-методологическую основу для разработки комплексной модели оценки эффективности ЭБС, требующей дальнейшей верификации и углубленного изучения взаимосвязей между использованием электронных ресурсов, академической успеваемостью студентов и формированием профессиональных компетенций.

Об авторах

С. О. Потапова
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

Потапова Светлана Олеговна, К.б.н., канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры «Психология, педагогика и экология человека»,

Красноярск.



Н. Д. Амбросенко
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

Амбросенко Николай Дмитриевич, К.т.н., доцент, доцент кафедры «Информационные технологии и математическое обеспечение информационных систем»,

Красноярск.



О. А. Лысак
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

Ольга Александровна Лысак,  Заведующая информационно-ресурсным центром научной библиотеки,

Красноярск.



Список литературы

1. ГОСТ Р 57723-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2017 № 1256ст) // КонсультантПлюс.

2. Пилко И.С., Мухамедиева С.А. Эффективность библиотечно-информационной деятельности: показатели и методики оценки // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 2 (43). С. 172–180. DOI: 10.30725/2619-0303-2020-2-172-180.

3. Пилко И.С., Мухамедиева С.А. К оценке эффективности библиотечной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2019. № 3. С. 31–44. DOI: 10.33186/1027-3689-20193-31-44.

4. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Электронные библиотечные системы в фокусе цифровой дидактики и когнитивных особенностей цифрового поколения // Библиосфера. 2024. № 1. С. 7–17. DOI: 10.20913/1815-3186-2024-1-7-17.

5. Ilahi R., Widiaty I., Wahyudin D., Abdullah A.G. Digital library as learning resources // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Т. 1402. № 7.

6. Naku R.K., Kurniawati D. Optimizing The Use Of Digital Libraries In Strengthening Educational Infrastructure In The Era Of Information Disruption // Mahir: Jurnal Ilmu Pendidikan Dan Pembelajaran. 2023. Т. 2. № 3. С. 187–193.

7. Амбросенко Н.Д., Потапова С.О. Электронные библиотечные системы в эпоху цифрового образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2023. № 15 (23). С. 200– 201. DOI: 10.59131/2411-9814_2023_15(23)_200.

8. Романов П.С. Подходы зарубежных библиотековедов к оценке эффективности работы библиотек // Материалы Вторых социально-экономических библиотечных чтений: сборник докладов (20–21 ноября 2019 г., Ханты-Мансийск). Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2020. С. 35–50.

9. Редькина Н.С. Измерение эффективности работы библиотек // Библиосфера. 2009. № 1. С. 63–72.

10. Методические указания органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по отнесению организаций культуры к эффективным (неэффективным) по качеству и доступности услуг с учетом функциональной специфики. М.: Министерство культуры РФ, 2015. 206 с.

11. Шилов В.В. О критериях и показателях экономической эффективности библиотечных фондов // Научные и технические библиотеки. 2010. № 4. С. 28–40.

12. ГОСТ Р 7.0.20-2014 «СИБИД. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления»: официальное издание. М.: Стандартинформ, 2014.

13. Оценка эффективности деятельности библиотеки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lala.lanbook.com/rubrika-kachestvo/tpost/om3hyriuf1-otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-bibli. (Дата обращения: 09.04.2025).

14. Авраменко Е. Эффективность библиотечно-информационной деятельности // Человек. Общество. Культура. Социализация: Материалы XVIII Международной молодёжной научно-практической конференции (21–22 апреля 2022 г., Уфа.). Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2022. С. 300–306.

15. 4 показателя библиотечной статистики: формулы и определения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lala.lanbook.com/4pokazatelya-bibliotechnoj-statistiki-formuly-iopredeleniya. (Дата обращения:09.04.2025).

16. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А Минкина. СПб.: Профессия, 2002. 448 с.

17. Шилов В.В. О критериях и показателях экономической эффективности библиотечных фондов // Научные и технические библиотеки. 2010. № 4. С. 28–40.

18. Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. М.: ФАИР, 2009. 256 с.

19. Полл Р., Бокхорст П. Измерение качества работы. Международное руководство по измерению эффективности работы университетских и других научных библиотек. М.: Логос, 2002. 152 с.

20. Амбросенко Н.Д., Лысак О.А., Потапова С.О. Анализ эффективности практических приемов для привлечения студентов к регистрации и использованию электронных библиотечных систем (ЭБС) в вузе // Проблемы современного образования. 2024. № 6. С. 260–274. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-260-274.

21. Амбросенко Н.Д., Лысак О.А., Потапова С.О. Показатели цифровой активности пользователей ЭБС в Красноярском ГАУ и способы их повышения // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (16–18 апреля 2024 г., Красноярск). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2024. С. 561–564.


Рецензия

Для цитирования:


Потапова С.О., Амбросенко Н.Д., Лысак О.А. Методологические принципы адаптации показателей эффективности классических библиотек для комплексной оценки ЭБС в профессиональном образовании. Открытое образование. 2025;29(3):51-60. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-51-60

For citation:


Potapova S.O., Ambrosenko N.D., Lysak O.A. Methodological Principles for Adapting of Performance Indexes of Classical Libraries for a Comprehensive Assessment of Electronic Library Systems in Vocational Education. Open Education. 2025;29(3):51-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-51-60

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)