Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Цифровые компетенции как неотъемлемая часть подготовки специалистов в условиях современных вызовов

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-12-21

Аннотация

Цель исследования. Настоящее исследование направлено на выявление новых подходов к формированию цифровых компетенций выпускников вузов в цифровую эпоху. Актуальность настоящего исследования базируется на требованиях современного рынка труда в квалифицированных специалистах, владеющих навыками работы в цифровой среде, в условиях многозадачности, способными постоянно повышать свой уровень квалификации и цифровой грамотности, что в свою очередь служит залогом развития и конкурентоспособности социально – экономического комплекса всех регионов страны. Данное исследование свидетельствует о том, что в современный период, образовательный процесс в высших учебных заведениях (вузах) должен базироваться на постоянном взаимодействии выпускающих кафедр с представителями практической сферы, учете всех инновационных разработок социально – экономического комплекса отдельных регионов и страны в целом. Кроме того, настоящее исследование подтверждает актуальность того, что в современный период цифровые компетенции, прививаемые выпускникам вузов, способствуют выполнению современных задач обеспечения технологического лидерства страны.
Материалы и методы. В ходе проведения исследования и представления его результатов в виде настоящей статьи был использован целый комплекс методов таких, как изучение и анализ научных источников, сравнение, обобщение, классификация. Также применялись специальные методы работы с электронными библиотеками и платформами, веб-сервисами и интернет источниками.
Результаты. В данной статье доказано, что цифровые компетенции в современный период являются одним из главных компонентов при подготовке высококвалифицированных специалистов. Цифровые компетенции позволяют выпускникам различных направлений образования реализовать индивидуальные траектории развития и сразу же после окончания вуза занять высокооплачиваемые должности на конкурентоспособных предприятиях в различных регионах страны. В данной работе выявлен целый ряд факторов, которые обуславливают необходимость интенсивного обучения цифровым компетенциям. К их числу относятся высокие скорости передачи информации, необходимость проводить аналитику данных с помощью статистического, математического и системного анализа, многозадачность и умение работать с современными программными продуктами и цифровыми устройствами. Кроме того, цифровые компетенции выпускников вузов в цифровую эру учитывают весь спектр запросов работодателей, что в свою очередь способствует повышению уровня конкурентоспособности отраслей и сфер экономики и успешной реализации стратегий социально-экономического развития страны.
Заключение. В настоящей работе проведен анализ научных подходов к исследованию цифровых компетенций, рассмотрены современные модели и фреймворки цифровых компетенций (digital skills), проведена их классификация. Кроме того, выявлены экономические, социальные, административные, технологические т образовательные эффекты повышения уровня развития регионов на основе развития цифровых компетенций выпускников вузов. Автором доказано, что цифровые компетенции способствуют выполнению стратегических задач по подготовке высококвалифицированных кадров и обеспечению технологической независимости и технологического лидерства Российской Федерации. 

Об авторе

И. Е. Жуковская
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Д.э.н., профессор Кафедры бизнес – информатики

Москва



Список литературы

1. Указ Президент Российской Федерации № 343 от 12 мая 2023 года «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1623647.

2. Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41919.

3. European Commission. Digital Education Action Plan (2021–2027). Resetting education and training for the digital age. 2021. 21 с.

4. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 122 с.

5. Волкова И.А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник НВГУ. 2019. № 1. С. 17–24.

6. Djumalieva J., Sleeman C. Which digital skills do you really need? London, UK: Nesta, 2018.

7. Жуковская И.Е. Цифровые платформы – важный аспект цифровизации высшего образования // Открытое образование. 2022. Т. 26. № 4. С. 30–40.

8. Пеша А.В. Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 1. С. 201–220.

9. Сергеева С. А. Зарубежный опыт развития цифровых компетенций в подготовке высокопрофессиональных кадров // Финансовые рынки и банки. 2020. № 2. С. 91–94.

10. Симарова И. С. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 2. С. 935–948.

11. Scuotto V., Morellato M. Entrepreneurial knowledge and digital competence: Keys for a success of student entrepreneurship // Journal of the Knowledge Economy. 2013. Т. 4(3). С. 293– 303.

12. Афинская З. Н., Алтухов А. В. Эвристический потенциал «кочевых» понятий: платформа // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 1. С. 31–44.

13. Бегалов Б.А., Жуковская И.Е. Оценка развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан на основе цифровых технологических решений // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 1(57). С. 122–133.

14. Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б., Артамонов Р.Е., Титов Э.А. Оценка уровня цифровой готовности // XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики общества «Оценка цифровой готовности населения России. Доклад НИУ ВШЭ». М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. С. 67–73.

15. Рыбкина М. В., Кангро М. В., Пирогова Е. В. Развитие рынка труда в условиях становления цифровой экономики // Вестник ГУУ. 2019. № 11. С. 36–47.

16. Сухомлин В. А. Методологические аспекты концепции цифровых навыков // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 2. С. 146–152.

17. Correa T. Digital skills and social media use: how Internet skills are related to different types of Facebook use among ‘digital natives’ // Information, Communication & Society. 2016. Т. 19. № 8. С. 1095–1107.

18. Working group on education: digital skills for life and work / D. Atchoarena, N. Selwyn, B. Chakroun, F. Miao, M. West, C. Coligny. Working Group on Education. UNESCO, 2017. 124 с.

19. Пешкова Г. Ю., Самарина А. Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 50–75.

20. Сергиенко И.В., Крымова М.А., Сергиенко Е.Б. Подготовка кадров региона в условиях цифровой трансформации // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2024. № 2. С. 145–150.

21. Галина А.Э., Загитова Л.Ф. Формирование цифровых компетенций для построения карьерных траекторий // Экономика и управление. Научно-практический журнал. 2021. № 1(157). С. 170–173.

22. Земцов С., Мурадов А., Уэйд И., Баринова В. Факторы инновационной активности регионов России: что важнее — человек или капитал? // Форсайт. 2016. № 2. С. 29–42.

23. Зинич А.В., Ревякина Ю.Н., Ревякин П.И. Цифровые компетенции молодежи как базис развития экономики будущего // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 4. С. 2749–2762.

24. Vuorikari R., Kluzer S., Punie Y. DigComp 2.2: The Digital Competence Framework for Citizens-With new examples of knowledge, skills and attitudes. Joint Research Centre (Seville site), 2022.

25. Falck O., Heimisch-Roecker. A., Wiederhold S. Returns to ICT skills // Research Policy, Bd. 2021. Т. 50. № 7. С. 10406.

26. Jiao S. H., Sun Q. Digital economic development and its impact on economic growth in China: Research based on the perspective of sustainability // Sustainability. 2021. № 13. С. 1–12.

27. Shuaitao J., Qiubi S. Digital Economic Development and Its Impact on Econimic Growth in China: Research Based on the Prespective of Sustainability // Sustainability. 2021. № 13. С. 13–18.

28. Oggero N., Rossi M.C., Ughetto E. Entrepreneurial spirits in women and men. The role of financial literacy and digital skills // Small Bus Econ. 2020. Т. 55. № 2. С. 313–327.

29. Викторова В.А., Силакова Л.В. Выявление актуальных компетенций для повышения производительности труда населения в условиях цифровизации России // Экономика труда. 2023. Т. 10. № 7. С. 999–1018.

30. Рязанцева М.В. Развитие цифровых компетенций как источник роста производительности труда // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 12(6). С. 77–85.

31. Попов Е. В., Семячков К. А. Систематизация подходов к оценке развития умных городов // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 1. С. 14–27.

32. Якимова В. А., Хмура С. В. Измерение цифровых экономических разрывов в бизнес-секторе региональной экономики // Журнал Новой экономической ассоциации. 2023. № 4(61). С. 70–92.

33. Индикаторы цифровой экономики: 2024: статический сборник. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 276 с.

34. Официальный сайт делового журнала для бизнеса в сфере Телеком – ИТ – Медиа «ИКС-Журнал» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.iksmedia.ru.

35. Индикаторы науки: 2024. Статистический сборник [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/906819199.html.


Рецензия

Для цитирования:


Жуковская И.Е. Цифровые компетенции как неотъемлемая часть подготовки специалистов в условиях современных вызовов. Открытое образование. 2025;29(5):12-21. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-12-21

For citation:


Zhukovskaya I.E. Digital Competences as an Integral Part of Training Specialists in the Context of Modern Challenges. Open Education. 2025;29(5):12-21. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-12-21

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)