Обучающая коммуникация и интерфейс в компьютерных образовательных системах и средах


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-5(106-41-48

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена теоретическому исследованию учебной коммуникации и актуальным вопросам создания пользовательского интерфейса компьютерных обучающих систем. Рассматриваются история вопроса, методологические, теоретические, психологические и технологические аспекты проблемы обучающей коммуникации и интерфейса, особенности ее решения в классической, неклассической и постнеклассической инженерной психологии и эргономике. Предложена обобщенная модель ориентирующей кооперации для объяснения процесса обучения операционально-замкнутых систем, к которым относятся самоорганизующиеся системы человеческого сознания. 


Об авторах

С. Ф. Сергеев
Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Россия

д.пс.н., профессор

Тел.: (911) 995-09-29

www.spbu.ru; www.spbstu.ru


А. С. Сергеева
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Россия

к.пс.н., старший преподаватель

Тел.: (921)369-94-85

www.ifmo.ru



Список литературы

1. Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. – М.: Народное образование, 2009. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина. ‒ М.: Мысль, 2001.

2. Полосова Л. Б. Психологические проблемы педагогического взаимодействия педагогов и детей // Психолого-педагогические проблемы образования. – 2012. – № 6. – С. 203‒206.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – М.: Народное образование, 2006. Т. 1. – 816 с., Т. 2. – 816 с.

4. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

5. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. И.Д. Газиева; под ред. Н.А. Головина. – СПб.: Наука, 2007.

6. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society // In: Bryson (Ed.). The Communication of Ideas. ‒ N.Y.: Harper and Brothers, 1948.

7. Shannon C. and Weaver W. The Mathematical Theory of Communication Urbana, IL: University of Illinois Press, 1949.

8. Maletzke G. Psychologie der Massen Kommunikation: Theorie and Systematik. Hamburg, 1963.

9. Schramm W. ‘How communication works’ // Schramm W. (ed.). The Process and Effects of Mass Communication. ‒ Urbana: University of Illinois Press, 1954.

10. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000.

11. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Синергетическая парадигма. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.

12. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс: Универс, 1994.

13. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект: сб. / пер. с англ. и нем.; сост. и вступ. ст. В.В. Петрова. – М.: Прогресс, 1996. – 416 с

14. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». – М.: Прогресс, 1975. – С. 193–230.

15. Сергеев С.Ф. Введение в теорию дискурсного поля учебной организации / С.Ф. Сергеев, А.С. Сергеева // Открытое образование. – 2012. – № 3 (92). – С. 61–68.

16. Сергеева А.С. Операционализация жанрово-тематической структуры дискурсного поля организации: автореферат дис. … канд. психол. наук. ‒ М., 2012.

17. Сергеева А.С. К вопросу об операционализации жанрово-тематических параметров дискурсов организации. Часть I / С.А. Маничев, К.Р. Червинская, А.С. Сергеева // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. – 2011. – Вып.

18. – С. 132–138.

19. Сергеева А.С. К вопросу об операционализации жанрово-тематических параметров дискурсов организации. Часть 2 / С.А. Маничев, К.Р. Червинская, А.С. Сергеева // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. – 2012. – Вып. 4. – С. 56–63.

20. Mead G.H. Mind, Self, and Society. – Chicago: The University of Chicago Press, 1934.

21. Wood J.T. Interpersonal Communication: Everyday Encounters. – Belmont, CA: Wadsworth, 2002.

22. Cleeremans A. Consciousness: the radical plasticity thesis // Progress in Brain Research. ‒ 2008. ‒ Vol. 168. ‒ P. 19‒33.

23. Cleeremans A. & Sarrazin J.-C. Time, action, and consciousness. Human Movement Science. ‒ 2007. ‒ 26 (2). ‒ P. 180‒202.

24. Анохин К.В. Когнитом – теория реализованных степеней свободы мозга // Пятая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов: в 2 т. Калининград, 18–24 июня 2012 г. – Калининград, 2012. ‒ Т. 1. – С. 429‒430.

25. Сергеев С.Ф. Постнеклассическая когнитивная педагогика в сетях аутопоэзиса // Пятая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов: в 2 т. Калининград, 18–24 июня 2012 г. – Калининград, 2012. ‒ Т. 2. – С. 619‒620.

26. Сергеев С.Ф. Аутопоэтические корни сознания // Психология сознания: современное состояние и перспективы: материалы II всероссийской научной конференции. Самара, 29 сентября – 1 октября 2011 г. – Самара: ПГСГА, 2011. – С. 215–218.

27. Сергеев С.Ф. Проблема интеллектных симбионтов в техногенных образовательных средах // Школьные технологии. – 2013. − № 1. – С. 20−30.

28. Сергеев С.Ф. Регуляция, саморегуляция, самоорганизация, саморазвитие в понятийном базисе психологии // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 4 / под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 238–259.

29. Сергеев С.Ф. Юзабилити информационных систем в образовании: основные понятия // Образовательные технологии. – 2013. – № 1. – С. 25–30.

30. Сергеев С.Ф. Юзабилити информационных систем в образовании: основные этапы юзабилити в тестировании // Образовательные технологии. – 2013. – № 2. – С. 57–63.

31. Сергеев С.Ф. Юзабилити информационных систем в образовании: основные методы юзабилити-тестировании // Образовательные технологии. – 2013. – № 3. – С. 96–102.

32. Сергеев С.Ф. Образование в глобальных информационно-коммуникативных и техногенных средах: новые возможности и ограничения // Открытое образование. – 2013. – № 1 (96). – С. 32–39.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сергеев С.Ф., Сергеева А.С. Обучающая коммуникация и интерфейс в компьютерных образовательных системах и средах. Открытое образование. 2014;(5(106):41-48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-5(106-41-48

For citation: Sergeev S.F., Sergeeva A.S. LEARNING COMMUNICATION AND INTERFACE IN COMPUTER-BASED EDUCATION SYSTEMS AND ENVIRONMENTS. Open Education. 2014;(5(106):41-48. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-5(106-41-48

Просмотров: 168

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)