Обучающая коммуникация и интерфейс в компьютерных образовательных системах и средах
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-5(106-41-48
Аннотация
Статья посвящена теоретическому исследованию учебной коммуникации и актуальным вопросам создания пользовательского интерфейса компьютерных обучающих систем. Рассматриваются история вопроса, методологические, теоретические, психологические и технологические аспекты проблемы обучающей коммуникации и интерфейса, особенности ее решения в классической, неклассической и постнеклассической инженерной психологии и эргономике. Предложена обобщенная модель ориентирующей кооперации для объяснения процесса обучения операционально-замкнутых систем, к которым относятся самоорганизующиеся системы человеческого сознания.
Об авторах
С. Ф. СергеевРоссия
д.пс.н., профессор
Тел.: (911) 995-09-29
www.spbu.ru; www.spbstu.ruА. С. Сергеева
Россия
к.пс.н., старший преподаватель
Тел.: (921)369-94-85
Список литературы
1. Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. – М.: Народное образование, 2009. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина. ‒ М.: Мысль, 2001.
2. Полосова Л. Б. Психологические проблемы педагогического взаимодействия педагогов и детей // Психолого-педагогические проблемы образования. – 2012. – № 6. – С. 203‒206.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – М.: Народное образование, 2006. Т. 1. – 816 с., Т. 2. – 816 с.
4. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
5. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. И.Д. Газиева; под ред. Н.А. Головина. – СПб.: Наука, 2007.
6. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society // In: Bryson (Ed.). The Communication of Ideas. ‒ N.Y.: Harper and Brothers, 1948.
7. Shannon C. and Weaver W. The Mathematical Theory of Communication Urbana, IL: University of Illinois Press, 1949.
8. Maletzke G. Psychologie der Massen Kommunikation: Theorie and Systematik. Hamburg, 1963.
9. Schramm W. ‘How communication works’ // Schramm W. (ed.). The Process and Effects of Mass Communication. ‒ Urbana: University of Illinois Press, 1954.
10. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000.
11. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Синергетическая парадигма. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.
12. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс: Универс, 1994.
13. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект: сб. / пер. с англ. и нем.; сост. и вступ. ст. В.В. Петрова. – М.: Прогресс, 1996. – 416 с
14. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». – М.: Прогресс, 1975. – С. 193–230.
15. Сергеев С.Ф. Введение в теорию дискурсного поля учебной организации / С.Ф. Сергеев, А.С. Сергеева // Открытое образование. – 2012. – № 3 (92). – С. 61–68.
16. Сергеева А.С. Операционализация жанрово-тематической структуры дискурсного поля организации: автореферат дис. … канд. психол. наук. ‒ М., 2012.
17. Сергеева А.С. К вопросу об операционализации жанрово-тематических параметров дискурсов организации. Часть I / С.А. Маничев, К.Р. Червинская, А.С. Сергеева // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. – 2011. – Вып.
18. – С. 132–138.
19. Сергеева А.С. К вопросу об операционализации жанрово-тематических параметров дискурсов организации. Часть 2 / С.А. Маничев, К.Р. Червинская, А.С. Сергеева // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. – 2012. – Вып. 4. – С. 56–63.
20. Mead G.H. Mind, Self, and Society. – Chicago: The University of Chicago Press, 1934.
21. Wood J.T. Interpersonal Communication: Everyday Encounters. – Belmont, CA: Wadsworth, 2002.
22. Cleeremans A. Consciousness: the radical plasticity thesis // Progress in Brain Research. ‒ 2008. ‒ Vol. 168. ‒ P. 19‒33.
23. Cleeremans A. & Sarrazin J.-C. Time, action, and consciousness. Human Movement Science. ‒ 2007. ‒ 26 (2). ‒ P. 180‒202.
24. Анохин К.В. Когнитом – теория реализованных степеней свободы мозга // Пятая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов: в 2 т. Калининград, 18–24 июня 2012 г. – Калининград, 2012. ‒ Т. 1. – С. 429‒430.
25. Сергеев С.Ф. Постнеклассическая когнитивная педагогика в сетях аутопоэзиса // Пятая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов: в 2 т. Калининград, 18–24 июня 2012 г. – Калининград, 2012. ‒ Т. 2. – С. 619‒620.
26. Сергеев С.Ф. Аутопоэтические корни сознания // Психология сознания: современное состояние и перспективы: материалы II всероссийской научной конференции. Самара, 29 сентября – 1 октября 2011 г. – Самара: ПГСГА, 2011. – С. 215–218.
27. Сергеев С.Ф. Проблема интеллектных симбионтов в техногенных образовательных средах // Школьные технологии. – 2013. − № 1. – С. 20−30.
28. Сергеев С.Ф. Регуляция, саморегуляция, самоорганизация, саморазвитие в понятийном базисе психологии // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 4 / под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 238–259.
29. Сергеев С.Ф. Юзабилити информационных систем в образовании: основные понятия // Образовательные технологии. – 2013. – № 1. – С. 25–30.
30. Сергеев С.Ф. Юзабилити информационных систем в образовании: основные этапы юзабилити в тестировании // Образовательные технологии. – 2013. – № 2. – С. 57–63.
31. Сергеев С.Ф. Юзабилити информационных систем в образовании: основные методы юзабилити-тестировании // Образовательные технологии. – 2013. – № 3. – С. 96–102.
32. Сергеев С.Ф. Образование в глобальных информационно-коммуникативных и техногенных средах: новые возможности и ограничения // Открытое образование. – 2013. – № 1 (96). – С. 32–39.
Рецензия
Для цитирования:
Сергеев С.Ф., Сергеева А.С. Обучающая коммуникация и интерфейс в компьютерных образовательных системах и средах. Открытое образование. 2014;(5(106):41-48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-5(106-41-48
For citation:
Sergeev S.F., Sergeeva A.S. LEARNING COMMUNICATION AND INTERFACE IN COMPUTER-BASED EDUCATION SYSTEMS AND ENVIRONMENTS. Open Education. 2014;(5(106):41-48. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-5(106-41-48