Распределенный образовательный процесс: основы проектирования и реализации
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-16-23
Аннотация
На современном этапе развития мировой системы образования одной из ведущих тенденций является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательную практику, что привело к трансформации дидактических моделей взаимодействия в обучении. Учеными были разработаны теории распределенного познания (Salomon, G., Hutchins, E.) и распределенного образования и обучения (Fiore, S. M., Salas, E., Oblinger, D. G., Barone, C. A., Hawkins, B. L.). Образовательный процесс строится на основе разделенных в пространстве и времени подпроцессов преподавания и учения для организации гибкого взаимодействия между обучающимися, преподавателями и образовательным контентом, находящимися в различных нецентрализованных местах.
Целью представленного проектного исследования является решение актуальной для современной дидактики проблемы формализации задачи проектирования и реализации распределенного образовательного процесса. Решение данной проблемы должно учитывать специфику распределенного взаимодействия отдельных участников образовательного процесса в команде, которая становится коллективным субъектом распределенного познания. Это обусловливает необходимость проектирования ролей и функций отдельных членов команды, осуществляющих распределенную образовательную деятельность. Индивидуальные образовательные цели должны определяться декомпозицией целей команды по функциональным ролям ее отдельных членов с учетом личностных и образовательных потребностей и интересов обучающихся. Проектирование образовательных стратегий требует идентификации паттернов деятельности и взаимодействия познающих субъектов, которые релевантны, воспроизводимы и применимы в обучении различным предметам / дисциплинам. Для управления распределенными потоками обучения необходима разработка сценариев обучения, содержащих спецификации конкретных образовательных стратегий. В исследовании были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме, международных стандартов в сфере электронного обучения; изучение и обобщение опыта распределенного обучения в академическом и корпоративном секторе; обобщение, абстрагирование, когнитивное моделирование, методы онтологического инжиниринга.
Результатом проведенного исследования является разработанная авторами методология проектирования и реализации распределенного образовательного процесса с позиций компетентностного подхода. Предлагаемая методология регламентирует специфику проектирования целей, содержания и жизненного цикла распределенного обучения, подходы к реализации сценариев обучения, а также функции и роли обучающихся и преподавателей в распределенном взаимодействии. Главное преимущество авторской методологии заключается в том, что она позволяет осуществлять реализацию в обучении различных парадигмальных подходов (бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм) и применима для всех уровней распределенного образования: традиционного очного обучения с поддержкой ИКТ, смешанного обучения, полностью дистанционного обучения в виртуальной среде.
Заключение. Представленная авторами методология апробирована в курсах «Информатизация управления образовательным процессом», «Инновационные методы и технологии электронного обучения» и «Организация дистанционного обучения» при реализации основных профессиональных образовательных программ Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета по всем направлениям подготовки «Педагогическое образование» с профилем «Информатика».
Об авторах
Г. Н. БойченкоРоссия
к. п. н., доцент кафедры теории и методики преподавания информатики,
Новокузнецк
Л. И. Кундозерова
Россия
д.п.н., профессор, профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики,
Кузбасс
Список литературы
1. Cooper, A., & Ostyn C. (Eds.) (2002). IMS Reusable Definition of Competency or Educational Objective – Best Practice and Implementation Guide. Version 1.0 Final Specification. 25 October 2002. IMS Global Consortium. Retrieved April, 26, 2016, from http://www.imsglobal.org/competencies/index.html
2. Бойченко Г.Н., Кундозерова Л.И. Методы инженерии знаний в проектировании содержания распределенного образования // Открытое образование. 2015. № 4 (111). С. 51–57.
3. Koper, R., Olivier, B., & Anderson, T. (Eds.) (2003). IMS Learning Design Best Practice and Implementation Guide. Version 1.0 Final Specif cation. Revision: 20 January 2003. IMS Global Consortium. Retrieved April, 26, 2016, from http://www.imsglobal.org/learningdesign/index.html
4. Zhi Jiang (2011). The educational modeling languages in Instructional Design: Towards a UML applications. 6th International Conference on Computer Science & Education (ICCSE), 162–165. doi: 10.1109/ICCSE.2011.6028608
5. Norton, M., Ostyn, C., Panar, A., & Towle, B. (Eds.) (2003). IMS Simple Sequencing Best Practice and Implementation Guide. Version 1.0 Final Specification. Revision: 03 March 2003. IMS Global Consortium. Retrieved April, 26, 2016, from http://www.imsglobal.org/simplesequencing/index.html
6. SCORM 2004 4th Edition Sequencing and Navigation (SN) Version 1.1, Advanced Distributed Learning, August 14, 2009. Available at: http://www.adlnet.gov/
7. Experience API Version 1.0.2. (October 2014). The Advanced Distributed Learning (ADL) Initiative. Retrieved April, 26, 2016, from https://github.com/adlnet/xAPI-Spec/blob/master/xAPI.md
8. Aytekin İşman, Fahme Dabaj, Zehra Altinay, & Fahriye Altınay. (2004). Roles of the Students and Teachers in Distance Education in International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2004. Vol 1. No. 5. Retrieved April, 26, 2016, from http://www.itdl.org/Journal/May_04/article05.htm
Рецензия
Для цитирования:
Бойченко Г.Н., Кундозерова Л.И. Распределенный образовательный процесс: основы проектирования и реализации. Открытое образование. 2016;(3):16-23. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-16-23
For citation:
Boychenko G.N., Kundozerova L.I. Distributed learning process: principles of design and implementation. Open Education. 2016;(3):16-23. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-16-23