Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Некоторые эффекты информатизации образовательной среды современного вуза

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-24-30

Аннотация

В статье анализируются эффекты, возникающие в процессе информатизации образовательной среды. Рассмотрены следующие эффекты: информационная насыщенность, открытость, индивидуализация обучения и сотрудничество. Приведены примеры из образовательной практики, иллюстрирующие существенные изменения образовательной среды вуза, связанные с проявлением данных эффектов. Целью экспериментального исследования, проведенного в РГПУ им. А.И. Герцена, являлось выявление отношения к данным эффектам преподавателей и студентов, использующих информационные и коммуникационные технологии в образовательном взаимодействии. Ведущим методом исследования выступали серии опросов, адресованных преподавателям и студентам. Группы вопросов соотносились с основными эффектами информатизации, проявляющимися в образовательной среде вуза. Всего в опросах приняли участие 200 студентов (бакалавры и магистры) и 100 преподавателей, наиболее активно использующих возможности электронной научно-образовательной среды в своей профессиональной деятельности. Качественный и количественный анализ полученных результатов показал, что информационная насыщенность, пространственно-временная свобода образовательного взаимодействия востребованы студентами, но в то же время данные свидетельствуют о недостаточно систематизированном педагогическом сопровождении информационной образовательной деятельности студентов. Значительная часть студентов проявляет высокую самостоятельность в информационной образовательной среде, но также ожидает возможности реализовать индивидуализированный информационный и коммуникационный образовательный запрос. Студенты и преподаватели активно используют разнообразные информационные и коммуникационные возможности сетевой образовательной среды, но активность студентов в электронном образовательном пространстве в значительной степени определяется рекомендациями преподавателей, а не свободным выбором образовательных возможностей. Субъекты образовательной среды приобретают значительную степень свободы в отношении места и времени взаимодействия с образовательными ресурсами, но данные свидетельствуют о том, что педагогическая деятельность в электронной среде в недостаточной степени сконцентрирована на расширении спектра образовательных возможностей и подготовке студентов к постоянному самостоятельному совершенствованию знаний и компетенций. В качестве выводов отмечено, что для более полного раскрытия потенциала электронной образовательной среды и обеспечения больших гарантий получения качественных образовательных результатов, необходимо совершенствовать как корпоративные стратегии развития информационной среды вуза и внедрения электронного обучения, так и компетенции субъектов образовательного взаимодействия в расширенном информационном и коммуникационном пространстве. Для преподавателей становятся востребованными особые компетенции, обеспечивающие возможность формирования разнообразной и адаптивной медиа насыщенной среды решения учебных задач в соответствии с вузовскими стратегиями внедрения электронного обучения и мировыми трендами образования. Для обучающихся, студентов, на первый план выходят компетенции, обеспечивающие повышение уровня их информационной культуры и осознание индивидуального запроса относительно использования разнообразных образовательных возможностей, доступных в электронном пространстве. Данные идеи полностью согласованы с востребованной современным обществом стратегией непрерывного образования.

Об авторах

Т. Н. Носкова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

д.п.н., профессор, директор института компьютерных наук и технологического образования,

Москва



Т. Б. Павлова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

к.п.н., доцент кафедры методики информационного и технологического образования,

Москва



О. В. Яковлева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

к.п.н., доцент кафедры методики информационного и технологического образования,

Москва



Список литературы

1. Монахов Д.Н. Смешанное обучение в условиях сетевой образовательной парадигмы // Инновации в образовании. – 2015. – №2. – С. 85–92.

2. Кречетников К.Г. Проектирование средств информационных технологий обучения // Образовательные технологии и общество. – 2002. – №1. – С. 22–243.

3. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания // Человек и образование. – 2012. – №1 (30). – С. 14–18.

4. Laal M., Salamati P. Lifelong learning and art. // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – 116, c. 4047–4051.

5. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2002. – №3. – С. 79–90.

6. Сергеев А.Н. Обучение в сетевых сообществах интернета как направление информатизации образования // Известия ВГПУ. – 2011. – №8. – С. 73–77.

7. Тряпицына А.П. Методологические предпосылки построения педагогической теории образования // Актуальные проблемы педагогической науки. Науковедческий аспект, СПб, 2001. – С. 67–76.

8. Rahimi E., Berg J., Veen W. Facilitating studentdriven constructing of learning environments using Web 2.0 personal learning environments // Computers & Education. – 2015. – 81, c. 235–246.

9. Van Harmelen H. Design trajectories: four experiments in PLE implementation // Interactive Learning Environments. – 2008. – 16 (1), c. 35–46.

10. Патаракин Е.Д. Вклад сетевых сообществ в образование // Электронные библиотеки. – 2002. – Т. 5. – № 3. – С. 5.

11. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. – 2010. – № 8/9. – С. 41–45.

12. Кузьминская Е.Г. Информационные технологии и научная коммуникация: инструменты и модели внедрения в условиях университета // Образовательные технологии и общество. – 2014. – Т. 17, № 1. – С. 447–456.

13. Основы открытого образования / А.А. Андреев и др. – М.: НИИЦ РАО. – Т. 1. – 2002.

14. Захаров А.А., Захарова И.Г. Электронная библиотека вуза с развитой сетью филиалов как основа для становления корпоративной информационной образовательной среды // Открытое образование. – 2003. – №1. – С. 18–23.

15. Матюкин С.В., Кревский И.Г. Формы и механизмы сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики в области образовательной и инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 439.

16. Scientific Output and Collaboration of European Universities / Labrosse I. и др. – 2013. [Электронный ресурс] // Режим доступа https://ec.europa.eu/research/innovation-union/pdf/scientific_output_collaboration_european_univ.pdf (дата обращения 15.10.2015).


Рецензия

Для цитирования:


Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Некоторые эффекты информатизации образовательной среды современного вуза. Открытое образование. 2016;(3):24-30. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-24-30

For citation:


Noskova T.N., Pavlova T.B., Yakovleva O.V. Some effects of a modern university educational environment informatization. Open Education. 2016;(3):24-30. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-24-30

Просмотров: 1274


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)