Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании платформ дистанционного обучения

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-36-42

Аннотация

В рамках исследования в статье особое внимание уделяется организации дистанционного обучения с помощью специализированных локальных инструментальных информационных систем, ориентированных на предоставление определенного набора образовательных услуг через Интернет. На основе проведенного анализа отмечаются достоинства платформ дистанционного обучения: доступность, персонифицированность, модульность по структуре, простота использования и т.д. Описаны характерные особенности «субъект-субъектного» взаимодействия при дистанционной форме обучения: активная позиция обучающегося в процессе деятельности, равноправие личностей обучающего и обучающегося, совместное решение проблемы, игра, диалог, работа в микрогруппах, допустимость сосуществования и принятие противоположных точек зрения. Рассматривается специфика процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе физической культуры на основе использования платформы Moodle, осуществляемый с участием студентов-спортсменов, преподавателей, тренера, сотрудников отдела информационных технологий, административного управления. Особенность такого взаимодействия обусловлена необходимостью студентами-спортсменами совмещать спорт и обучение в условиях длительных спортивных тренировок и участием в соревнованиях в городах, удаленных от учебного заведения. Представлен четкий перечень функций каждого из субъектов в схеме взаимодействия. В табличном варианте приводится пример матрицы элементов обучающего дистанционного курса для студентов разных форм обучения (очная, заочная и очная форма по индивидуальному плану обучения), реализация которых невозможна без слаженной работы всех субъектов, задействованных в образовательном процессе. Описываются схемы «субъект-субъектного» взаимодействия при дистанционном обучении в вузе физической культуры с использованием платформы Moodle. Так например, для студентов-спортсменов очной формы обучения учебно-познавательный процесс происходит, в основном, очно – в аудиториях учебного заведения. Практические задания, предусмотренные для самостоятельной работы (на усмотрение преподавателя), выполняются студентами в очной или дистанционной форме. Студенты-спортсмены, обучающиеся очно по индивидуальному плану, лекционные и семинарские занятия посещают частично, при условии, что в это время нет тренировочных занятий и соревнований. Все необходимые учебные материалы для самостоятельного изучения оказываются доступными для студентов в любое удобное для них время. В отличие от двух предыдущих форм, студенты-спортсмены заочной формы обучения максимально используют возможности платформы Moodle для осуществления образовательного процесса. Для таких студентов очно предусмотрены только установочные лекции и малая часть практических занятий. Установлена зависимость формы обучения от количества используемых дистанционных форм обучения: для очной формы – 2 дистанционных курса, для очной формы c индивидуальным планом обучения – 6 и для заочной формы обучения – 8 курсов. Подчеркивается определяющая роль самостоятельной работы, сопровождаемой определенной поддержкой студентов-спортсменов со стороны всех субъектов образовательного процесса: методической (со стороны преподавателя) и координирующей (со стороны тренера, сотрудников административного управления, технической поддержке отдела информационных технологий).

Об авторах

Ф. Ш. Мухаметзянова
ФГБНУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Россия

член.-корр. РАО, д.п.н., проф., директор института,

Казань



А. Р. Камалеева
ФГБНУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Россия

д.п.н., в.н.с. лаборатории проблем профессионального образования,

Казань



С. Ю. Грузкова
ФГБНУ Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО
Россия

к.т.н., с.н.с. лаборатории проблем профессионального образования,

Казань



Р. Р. Хадиуллина
ФГБНУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Россия

к.п.н., старший преподаватель,

Казань



Список литературы

1. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Роль технических средств обучения в современном педагогическом процессе / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. – № 6 (14). – С. 346–348.

2. Васильев В.Н., Стафеев С.К. Компьютерные информационные технологии – основа образования XXI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://coolreferat.com (дата обращения: 30.09.2015).

3. Лобачев С.Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация: дис. докт. техн. наук. – Москва, 2005. – 350 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-i-printsipypostroeniya-informatsionno-obrazovatelnoi-sredyotkrytogo (дата обращения: 05.10.2015).

4. Ерофеева Е.Л. Информационные технологии в профессиональном образовании. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novokik.ning.com/page/6459902:Page:25358 (дата обращения: 02.10.2015).

5. Платформы дистанционного обучения // Мир науки и техники (от 15.06.2012). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirnt.ru/statji/platformy-distancionnogo-obuchenia (дата обращения: 05.10.2015.).

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2005.

7. Антонова А.М. Субъек-субъектное взаимодействие в образовательном процессе колледжа как условие организации учебно-исследовательской деятельности учащегося // Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал. – 2011, Выпуск 9, – С.137–144.

8. Хадиуллина Р.Р., Мухаметшин Р.Р. Структура электронных курсов в виртуальной обучающей среде Moodle для студентов обучающихся в вузах физической культуры / Р.Р. Хадиуллина, Р.Р. Мухаметшин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 8–3 (15). – С. 123–125.


Рецензия

Для цитирования:


Мухаметзянова Ф.Ш., Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Хадиуллина Р.Р. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании платформ дистанционного обучения. Открытое образование. 2016;(3):36-42. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-36-42

For citation:


Mukhametzyanova F.S., Kamaleeva A.R., Gruzkova S.Yu., Hadiullina R.R. The organization of interaction of subjects of educational process when using platforms of distance learning. Open Education. 2016;(3):36-42. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-36-42

Просмотров: 1881


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)