Обеспечение качества высшего образования
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-4-10-16
Аннотация
В статье излагаются вопросы обеспечения качества высшего образования, связанные с вхождением России в единое европейское образовательное пространство. Основное внимание сосредоточено на необходимости создания системы обеспечения качества российского высшего образования, совместимой с европейскими системами. Проводится сравнение российского и европейского подходов к обеспечению качества высшего образования. Российская система обеспечения качества высшего образования рассмотрена на четырех уровнях: государственном, вузовском, общественном и международном; для каждого уровня определены основные элементы системы. Поскольку европейский подход разделяет систему обеспечения качества на два уровня: внешний и внутренний, предлагается переход к сопоставимым уровням. Рассматриваются особенности рамочных стандартов EURopean ACcredited Engineer (EUR-ACE), которые были разработаны, прежде всего, для облегчения процедуры признания степеней и квалификаций и обеспечения качества образовательных программ в общеевропейском образовательном пространстве. Проводится сопоставление требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Российской Федерации и рамочных стандартов EUR-ACE на примере образовательных программ магистратуры в области инженерного образования. Сопоставление выявило сходства и существенные различия в рассматриваемых подходах. Так, результаты обучения сформулированы в разных «системах координат»: по видам деятельности в ФГОС ВО, по «циклу» инженерной деятельности в стандартах EUR-ACE. Однако, если задачу согласования стандартов (требований) не рассматривать на уровне совпадения их структур и/или используемых определений и формулировок, то принципиальных противоречий между европейским и российским подходами обеспечения качества нет. Поэтому целесообразно искать пути гармонизации европейских и российских требований по обеспечению качества образовательных программ. Логичным элементом внедрения международных схем менеджмента качества является аккредитация российских образовательных программ в международных организациях и сетях. Для эффективного выполнения этой задачи необходимо разработать инструменты, формализующие и систематизирующие процедуры по обеспечению качества образовательных программ с учетом требований европейских стандартов. Рассматривается опыт Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) по обеспечению качества образовательных программ: разработка и апробация Методики мониторинга образовательных программ и Модели on-line обеспечения качества образовательных программ с учетом международных требований, созданной в рамках реализации проекта TEMPUS «On-line Electronic Quality Assurance of Study Programmes» (EQUASP), участником которого является СПбПУ. Внедрение предложенных инструментов обеспечивает полноту и достоверность информации обо всех аспектах реализации образовательного процесса, выполнение общеевропейских требований аккредитации образовательных программ, совместимость российской и европейских систем высшего образования, и, следовательно, формирует базу для аккредитации образовательных программ в международных организациях и сетях. Модель on-line обеспечения качества образовательных программ – мощный инструмент, позволяющий привести процесс обеспечения качества образовательных программ в соответствие с Европейскими стандартами и директивами, улучшить их качество, увеличить прозрачность и сопоставимость.
Об авторах
А. М. АлексанковРоссия
к.э.н., директор Института международных образовательных программ
В. Е. Магер
Россия
к.т.н., ст.н.с., доцент каф. «Системный анализ и управление»
Л. В. Черненькая
Россия
д.т.н., доцент, профессор каф. «Системный анализ и управление»
А. В. Черненький
Россия
инженер Высшей инженерной школы
Список литературы
1. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011–2020 гг. – URL: http://vi.russia.edu.ru/news/discus/concept/3783/
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ). – URL: http://минобрнауки.рф/documents/2974
3. Требования директив и стандартов Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании (ENQA) к гарантиям качества высшего образования и процессам информационного обеспечения деятельности ОУ. – URL: http://www.quality.edu.ru/quality/sk/req
4. EUR-ACE Framework Standards. – URL: http://www.enaee.eu/wp-assets- enaee/uploads/2015/04/EURACE-Framework-Standards-and-Guidelines-Mar-2015.pdf
5. Проект EUR-ACE (EURopean ACcredited Engineer). – URL: http://eacea.ec.europa.eu/LLP/project_reports/documents/ka4/2008/final_reports/KA4_M P_143686-EUR-ACE.pdf
6. European Federation of National Engineering Associations. – URL: http://www.feani.org
7. European Society for Engineering Education. – URL: http://www.sefi .be
8. Ассоциация инженерного образования России. – URL: http://www.aeer.ru/
9. Graduate Attributes and Professional Competencies. – URL: http://www.ieagreements.org/IEA-Grad-Attr-Prof-Competencies.pdf
10. Материалы проекта ТЕМПУС N°511121-TEMPUS-1-2010-1-DE-TEMPUS-JPCR. Руководство по проектированию магистерских программ в соответствии с европейскими стандартами EQF и EUR-ACE / Авторы: О.В. Боев, A.A. и др.; под. ред. О.В. Боева, Н. Грюнвальда и Г. Хайтмана. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 60 с.
11. Козлов В.Н., Рудской А.И., Черненькая Л.В. Зарубежные системы управления качеством высшего образования // Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 10. – М.: ФИРО, 2009. – 56 с.
12. Алексанков А.М., Магер В.Е., Черненькая Л.В. Управление качеством как основа реформирования российских университетов // «Стандарты и качество», 2016. № 4. – С. 91–94.
13. Черненький А.В. Обеспечение качества подготовки специалистов в условиях глобализации экономики // Международный научно-исследовательский журнал (International Research Journal). ISSN 2303-9868 Print, ISSN 2227–6017 Online. №4 (46), 2016. Часть 1. Апрель, с. 146–148. – URL: http://research-journal.org/economical/ obespechenie-kachestva-podgotovki-specialistov-v-usloviyax-globalizacii-ekonomiki/
14. Chernenkaya L., Krolenko O., Petrochenko M., Strelets K. An update procedure of basic education programmes in St.Petersburg State Polytechnical University // Applied Mechanics and Materials. 2015. Т. 725–726. – С. 1634–1639.
15. Степанова М.М., Черненькая Л.В. Анкетирование студентов как инструмент оценки удовлетворенности потребителя качеством образования в магистратуре по направлению «Лингвистика» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 4 (232). – С. 175–181. URL: http://ntv.spbstu.ru/humanities/article/H4.232.2015_21/
16. Мониторинг основных образовательных программ Инженерно-строительного института: в 2 ч. / под ред. А.В. Речинского. – «Управление качеством в политехническом университете». Вып. 35. Ч. 1. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. – 394 с.
17. Alfredo Squarzoni, Juan J. Perez, Vladimir E. Mager. On-line Quality Assurance of Study Programmes: EQUASP Approach // “Engineering education”: journal of the Association for Engineering education of Russia (ISSN 1810-2883), No. 18, 2015, pp. 73–82. – URL: http://aeer. ru/fi lesen/io/m18/art_9.pdf
Рецензия
Для цитирования:
Алексанков А.М., Магер В.Е., Черненькая Л.В., Черненький А.В. Обеспечение качества высшего образования. Открытое образование. 2016;(4):10-16. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-4-10-16
For citation:
Aleksankov A.M., Mager V.E., Chernenkaia L.V., Chernenkii A.V. Quality assurance of high education. Open Education. 2016;(4):10-16. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-4-10-16