Российский опыт работы в системе электронного обучения иностранным языкам в экономическом университете (на примере МЭСИ и РЭУ имени Г.В. Плеханова)
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-4-52-58
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы использования дистанционных образовательных технологий и смешанной модели обучения иностранных языкам в российском университете. Авторы исследуют возможности дистанционных образовательных технологий в современном языковом образовании. Показана практическая сторона использования смешанной модели обучения иностранным языкам на примере системы дистанционного обучения Кампус в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова и Московском государственном университете экономики, статистики и информатики.
Цель исследования: 1) проанализировать преимущества виртуального кампуса в системе образовательной подготовки российских студентов по иностранным языкам в университете; 2) показать разницу между дистанционным и электронным обучением иностранным языкам; 3) показать, какие языковые и речевые компетенции формируются с помощью виртуального кампуса; 4) описать инструментарий виртуального кампуса; 5) провести педагогический эксперимент, демонстрирующий возможности виртуального кампуса в обучении иностранным языкам; 6) доказать инновационность и продуктивность смешанной электронной модели обучения иностранным языкам на базе виртуального кампуса. Материалы исследования. В качестве материалов исследования послужили: 1) записи проведения занятий в виртуальном кампусе (форумы; тесты, письменные задания, комментарии), 2) «бумажные» и электронные учебники и учебные пособия; 3) опросы студентов и преподавателей; 4) результаты тестирования студентов.
Методы исследования: в процессе эксперимента использовались описательный, проектный, сопоставительный, статистический методы.
Результаты исследования. В процессе проведения эксперимента была доказана инновационность и продуктивность использования смешанной модели электронного обучения иностранным языкам в университете, которая проявляется в следующем: 1) в способности интенсивно развивать коммуникативные и языковые компетенции студентов; 2) в развитии индивидуальной траектории обучаемого; 3) в расширении активного и пассивного словаря обучаемого; 4) в расширении социокультурного потенциала урока; 5) в развитии интеллектуального потенциала обучаемого; 6) в интенсификации учебного процесса.
Выводы: 1. Использование электронной проектной смешанной модели обучения иностранным языкам с использованием виртуального кампуса позволяет поднять на более высокий уровень процесс формирования компетенций различного типа, включающих следующие: 1) речевые (прежде всего, чтение и письмо); 2) языковые (лексические и грамматические); 3) когнитивные. 2. Рекомендуется внедрять новую электронную смешанную модель обучения иностранным языкам на базе виртуального кампуса в образовательный процесс российских университетов. 3. Использование электронной смешанной модели обучения иностранным языкам на базе виртуального кампуса предполагает изменение менеджерского подхода к организации преподавательской деятельности. 4. Использование электронной смешанной модели обучения иностранным языкам возможно в рамках системного подхода к образовательному процессу и предусматривает иерархичность и последовательность ее использование на различных этапах образовательного процесса.
Об авторах
С. С. ХромовРоссия
д.ф.н., профессор, заведующий Лабораторией теоретической и прикладной лингвистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ) Тел.: (495) 442 72 77
Н. А. Каменева
Россия
к.э.н., доцент кафедры иностранных языков № 4, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической и прикладной лингвистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ) Тел.: (495) 442 64 98
В. Г. Апальков
Россия
к.п.н., доцент, заместитель директора образовательного центра ОАО «Газпром» по иностранным языкам Образовательный центр ОАО «Газпром» по иностранным языкам, Москва, Россия
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015).
2. Каменева Н.А., Зенина Л.В. Специфика использование информационных технологий в смешанной модели обучения иностранным языкам // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 1. С. 11–14.
3. Кузнецова Т.И., Кузнецов И.А. Менеджмент качетва обучения как основа управления интеграционными процессами в образовании // Среднее профессиональное образование. № 11. 2013. – С. 32–33.
4. Кузнецова Т.И. Личностно-ориентированные технологии обучения студентов вузов иностранным языкам. – М.: Alfa, 2001.
5. Никонова Н.К. Формирование профессиональной компетенции студентов бакалавриата как теоретико-практическая задача лингводидактики // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания. Материалы второй научно-практической конференции. Ответственный редактор Д.А.Крячков. 2015. С. 175–179.
6. Хромов С.С., Гуляева Н.А. , Зеленецкая И.С., Минакова Л.Ю. Шекетера А.Л. Алгоритм интеграции информационно-коммуникационных технологий в обучении языку для специальных целей. – Procedia – Social and behavioral studies. 2015. T. 200. – С. 224–229.
7. Хромов С.С. На пути к смарт-технологиям в преподавании иностранных языков Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 4. С. 169–171.
8. Овчинникова И.М., Ярославская И.И., Лебедева В.А. Business correspondence in English: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2005. – 136 с.
9. Овчинникова И.М., Ярославская И.И. The course of Business English for the Linguistic Department. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2010. – 231 с.
10. Турук И.Ф. Практикум по обучению грамматическим основам чтения специального текста (Английский язык). Учебно-практическое пособие: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2002. – 91 с.
11. http://www.informationliteracy.org.uk/tag/digitalliteracy (accessed March 26, 2016)
Рецензия
Для цитирования:
Хромов С.С., Каменева Н.А., Апальков В.Г. Российский опыт работы в системе электронного обучения иностранным языкам в экономическом университете (на примере МЭСИ и РЭУ имени Г.В. Плеханова). Открытое образование. 2016;(4):52-58. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-4-52-58
For citation:
Khromov S.S., Kameneva N.A., Apalkov V.G. Russian practice of English language teaching in e-learning management system in universities of economics (MESI and PRUOE). Open Education. 2016;(4):52-58. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-4-52-58