Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Учебно-исследовательские и информационно-образовательные ресурсы в междисциплинарной автоматизированной системе обучения на основе интернет-технологий

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-11-26

Аннотация

Целью исследования является изучение функциональных возможностей модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle для реализации информационно-образовательных и учебно-исследовательских ресурсов для обучения студентов вузов по дисциплинам технического и естественнонаучного профиля.

Рассмотрен научно-практический и методический опыт разработки, реализации и использования в учебном процессе междисциплинарной автоматизированной системы обучения в системе Moodle. Представлена структура типового учебного курса и изложены рекомендации по реализации информационно-образовательных ресурсов для различных видов учебных занятий и самостоятельной подготовки студентов. Рассмотрены особенности подготовки учебно-исследовательских ресурсов для выполнения лабораторных работ с использованием программного обеспечения в пакете MatLab. Рассмотрен опыт реализации дисциплины «Дистанционные образовательные технологии и электронные средства обучения в научной и образовательной деятельности» для подготовки аспирантов в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева. Предложенные подходы к реализации информационно-образовательных и учебно-исследовательских ресурсов в междисциплинарной автоматизированной системе обучения могут быть применены для широкого круга аналогичных дисциплин технического и естественнонаучного профиля в многоуровневой системе подготовки выпускников.

Об авторах

Т. В. Савицкая
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева
Россия

доктор технических наук, профессор кафедры компьютерно-интегрированных систем в химической технологии,

Москва



А. Ф. Егоров
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева
Россия

доктор технических наук, заведующий кафедрой компьютерно-интегрированных систем в химической технологии,

Москва



А. А. Глуханова
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева
Россия

аспирант кафедры компьютерно-интегрированных систем в химической технологии,

Москва



С. А. Никитин
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева
Россия

ассистент кафедры компьютерно-интегрированных систем в химической технологии,

Москва



А. Ю. Захарова
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева
Россия

аспирант кафедры компьютерно-интегрированных систем в химической технологии,

Москва



Список литературы

1. Маслов С.И., Тихонов А.И. Смешанное и дистанционное обучение в НИУ МЭИ. – Труды Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» — ИНФОРИНО-2014. – М.: Изд-во МЭИ, 2014. – С. 435–438.

2. Савицкая Т.В. Об опыте преподавания дисциплины «Дистанционные образовательные технологии и электронные средства обучения в научной и образовательной деятельности». – Труды Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» — ИНФОРИНО-2016. – М.: Изд-во МЭИ, 2016. – С. 623–626.

3. Модульнaя объектно-ориентировaннaя cредa диcтaнционного обучения Moodle [Электронный реcурc]: Режим доcтупa: http://moodle.org/ – зaгл. c экрaнa. (Дaтa обрaщения: 07.07.2016).

4. МЭИ. Национальный исследовательский университет. Дистанционное образование. [Электронный реcурc]: Режим доcтупa: http://mpei.ru/Education/DistanceLearning/Pages/default.aspx – зaгл. c экрaнa. (Дaтa обрaщения: 07.07.2016).

5. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. [Электронный реcурc]: Режим доcтупa: http://www.sgu.ru/structure/openedu– зaгл. c экрaнa. (Дaтa обрaщения: 07.07.2016).

6. Пензенский государственный университет. [Электронный реcурc]: Режим доcтупa: http://www.pnzgu.ru – зaгл. c экрaнa. (Дaтa обрaщения: 07.07.2016).

7. Образовательный портал «Электронный университет ВГУ». [Электронный реcурc]: Режим доcтупa: https://moodle.vsu.ru/ – зaгл. c экрaнa. (Дaтa обрaщения: 07.07.2016).

8. Самарский национальный университет имени академика С.П. Королева. Институт дополнительного образования. [Электронный реcурc]: Режим доcтупa: http://www.ssau.ru/info/struct/op/faculties/idpo/ – зaгл.c экрaнa. (Дaтa обрaщения: 07.07.2016).

9. Ивановский государственный химико-технологический университет. Портал «ISUCT e-Learning». [Электронный реcурc]: Режим доcтупa: http://edu.isuct.ru – зaгл. c экрaнa. (Дaтa обрaщения: 07.07.2016).

10. Ульяновский государственный технический университет. Институт дистанционного и дополнительного образования. [Электронный реcурc]: Режим доcтупa: http://www.ido.ulstu.ru – зaгл. c экрaнa. (Дaтa обрaщения: 07.07.2016).

11. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. [Электронный реcурc]: Режим доcтупa: http://www.bsu.edu.ru/bsu – зaгл. c экрaнa. (Дaтa обрaщения: 07.07.2016).

12. Иванов М.Н., Попова Е.П. Использование дистанционных образовательных технологий в единой информационно-образовательной среде ФГБОУ ВПО «МГИУ». – Информатизация инженерного образования. Дистанционные технологии в инженерном образовании. – М.: Изд-во МЭИ, 2014. – С. 423–424.

13. Семенов С.В., Лысенко В.Г., Щербаков И.А., Губский Е.Г. Изучение естественнонаучных и общетехнических дисциплин в оболочке Moodle в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения. – Информатизация инженерного образования. Дистанционные технологии в инженерном образовании. – М.: Изд-во МЭИ, 2014. – С. 469–472.

14. Бершадский А.М., Кревский И.Г., Мещеряков В.А. Электронная информационно-образовательная среда организации как основа дальнейшего развития электронного обучения. – Научно-образовательная информационная среда XXI века. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции Н.С. Рузанова. – 2015. С. 16–20.

15. Афанасьев А.Н., Войт Н.Н. Модели и методы интеллектуализации образовательной среды на базе Moodle. Ученые записки ИСГЗ. – 2013. № 1–1(11). С. 43–48.

16. Афанасьев А.Н., Новикова О.Д., Трепетун Н.М. Опыт работы и перспективы развития института дистанционного и дополнительного образования УЛГТУ. – Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 1.№1(2). С. 11–14.

17. Афанасьев А.Н., Новикова О.Д. 15 лет использования дистанционных образовательных технологий. Опыт. Проблемы. Перспективы. – Ученые записки ИСГЗ. 2013.№1–2(11). С. 7–11.

18. Федорович С.Д., Щербаков П.П., Щербаков С.П., Агеев А.Г. Автоматизированный дистанционный лабораторный комплекс «Молекулярная физика и термодинамика». – Труды Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» — ИНФОРИНО-2014. – М.: Изд-во МЭИ, 2014. – С. 381–384.

19. Федорович С.Д., Щербаков П.П., Щербаков С.П., Агеев А.Г. Развитие дистанционного лабораторного комплекса «Молекулярная физика и термодинамика». – Труды Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» – ИНФОРИНО-2016. – М.: Изд-во МЭИ, 2016. – С. 635–638.

20. Егоров A.Ф., Caвицкaя Т.В., Зaпacнaя Л.A. Междиcциплинaрнaя aвтомaтизировaннaя cиcтемa обучения нa оcнове cетевых технологий для многоуровневой подготовки химиков-технологов // Открытое обрaзовaние. №6(95) 2012. – C. 20–33.

21. Егоров А.Ф., Савицкая Т.В., Дударов С.П., Горанский А.В. Разработка автоматизированных лабораторных комплексов: учеб. пособие. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2006.– 176 с.

22. Системы управления проектами в корпоративной среде. [Электронный ресурс]. URL: www.twiki.org – загл. с экрана. (Дата обращения: 10.07.2016).

23. Междисциплинарная автоматизированная система обучения [Электронный ресурс]. URL: http://cisserver.muctr.ru/alkmw/ – загл. с экрана. (Дата обращения: 10.07.2016).

24. Дементиенко А.В., Егоров A.Ф., Зaпacнaя Л.A., Никитин С.А., Caвицкaя Т.В. Интеллектуальная автоматизированная система обучения на основе информационных и интернет-технологий // Открытое обрaзовaние, № 5, 2014. – C. 80–92.

25. Батоврина В.К., Бессонова А. С., Мошкина В. В. Опыт разработки открытых образовательных ресурсов на основе технологии виртуальных приборов. – Открытое образование. – 2009. – №5. – С. 117–124.

26. Баранов П.Ф., Горисеев С.А., Ряшенцев И.В., Царева Е.В., Цимбалист Э.И. Flash-тренажеры как элемент успешной постановки лабораторного практикума. – Открытое образование. – 2012. – №5. – С. 30–35.

27. Краснянский М.Н., Карпушкин С.В., Дедов Д.Л., Руднев А.А. Интеграция виртуальных тренажеров в процесс обучения операторов технологических систем с использованием интернет-технологий. – Дистанционное и виртуальное обучение. 2010, №7. С. 38–49.

28. Краснянский М.Н., Остроух А.В., Баринов К.А.Д., Дедов Д.Л., Руднев А.А. Виртуальные тренажерные комплексы для обучения и тренинга персонала химических и машиностроительных производств. – Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2011, Т. 17. №2. С. 497–501.

29. Савицкая Т.В., Запасная Л.А., Егоров А.Ф. Информационно-образовательные ресурсы для подготовки специалистов по проблемам безопасности опасных производственных объектов // Труды Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» – ИНФОРИНО-2012 (Москва, 10–11 апреля 2012 г.). – М.: Издательский дом МЭИ, 2012. – С. 493–494.

30. Сальников Е.Д., Савицкая Т.В. Программный модуль для решения задач синтеза многоассортиментных химико-технологических систем. – Труды Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» – ИНФОРИНО-2016. – М.: Изд-во МЭИ, 2016. – С. 429–432.

31. Официальный сайт MatLab – MathWorks [Электронный ресурс].URL: http://www.mathworks.com/products/matlab/ (Дата обращения: 04.07.2016).

32. Савицкая Т.В., Глуханова А.А., Егоров А.Ф. Создание банка тестовых заданий в среде дистанционного обучения Moodle для проверки знаний студентов по надежности технических систем. – Труды Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» — ИНФОРИНО-2016. – М.: Изд-во МЭИ, 2016. – С. 627–630.

33. Муратова Е.И., Краснянский М.Н. Проблемы управления качеством подготовки научных кадров в условиях реформирования послевузовского профессионального образования. – Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2013. № 3 (47). С. 188–198.


Рецензия

Для цитирования:


Савицкая Т.В., Егоров А.Ф., Глуханова А.А., Никитин С.А., Захарова А.Ю. Учебно-исследовательские и информационно-образовательные ресурсы в междисциплинарной автоматизированной системе обучения на основе интернет-технологий. Открытое образование. 2016;(5):11-26. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-11-26

For citation:


Savitskaya T.V., Egorov A.F., Gluhanova A.A., Nikitin S.A., Zakharova A.Y. Educational-researching and Information Resources In Interdisciplinary Automated Training System Based On Internet Technology. Open Education. 2016;(5):11-26. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-11-26

Просмотров: 1345


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)