Перспективы интеграции образовательных дисциплин «Информационные сети и системы» и «Библиографоведение» для студентов специальности 51.03.06 библиотечно-информационная деятельность


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-53-60

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования – поиск путей оптимизации и модернизации образовательного процесса вузов культуры на основе активного внедрения информационных технологий и интеграции дисциплин библиотечной специальности. В статье описан инновационный интеграционный проект по двум дисциплинам – «Информационные сети и системы» и «Библиографоведение», представляющий собой лабораторную работу по созданию сайта конкретной тематики. Следовало выявить, насколько междисциплинарный интеграционный проект повышает эффективность образовательного процесса, обеспечивает расширение знаний, показывает возможность их практического применения и, главное, позволяет моделировать информационную среду и развивать навыки по реализации интегративной функции в будущей профессиональной деятельности.

Материалы и методы: анализ учебно-методической документации показал возможность междисциплинарной работы. Дисциплины взаимодополнимы и предоставляют условия для взаимного использования практических и лабораторных результатов, что взимообогащает дисциплины и выводит библиотечное образование на новые рубежи междисциплинарности, моделирования информационной среды будущей профессиональной деятельности, повышения ответственности студентов за свою работу на основе внедрения информационных технологий. Метод наблюдения позволил выявить и обосновать методические решения в организации лабораторной работы по дисциплине «Информационные сети и системы»: использовать наработки дисциплины «Библиографоведение», повысить эффективность поиска и экстрагирования информации в мировом информационном пространстве, начать с проектирования сайта, посвящённого конкретной персоне, использовать в разработке такое программное обеспечение, как Конструктор сайтов и др. Анализ полученных первых результатов показал проблемное поле интеграции: неготовность студентов-будущих библиотекарей брать ответственность за качество работы на себя, повышение трудовых затрат преподавателей, повышение личности преподавателя в образовательном процессе, значительное усиление роли самостоятельной работы студентов и неготовность их к ней и др.

Результаты: Проанализирован первый опыт выполнения интеграционного проекта студентами, предложены методические решения по реализации междисциплинарного проекта. Подробно описан предлагаемый к использованию сервис на основе Конструктора сайтов. Проанализированы его возможности: выбор макета, темы оформления, хостинга для размещения, подключение виджетов, размещение ссылок на сторонние ресурсы и пр. – для овладения этой информационной технологией студентами-библиотекарями. Подчёркнута возможность дальнейшего развития полученного на занятиях по дисциплине «Информационные сети и системы» проекта «Сайт конкретной персоны» в рамках курсовой по другим дисциплинам и выпускной квалификационной работы. Увидены и названы проблемные зоны современного образовательного процесса: сложность в постижении информационных технологий для сегодняшнего уровня абитуриентов библиотечных специальностей, нежелание студентами нести ответственность за результат и неумение управлять собственной самостоятельной работой и др.

Заключение: Отмечена актуальность интеграционного междисциплинарного проекта и соответствие его новой образовательной парадигме – моделированию информационной среды будущей профессиональной деятельности. В этом важнейшее значение имеет внедрение информационных технологий в образование и научно-исследовательскую работу студентов. Интеграционный проект реализуется в институте культуры при подготовке будущих библиотекарей.


Об авторах

Ю. В. Гушул
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, директор Научно-образовательного центра «Информационное
общество»,

Челябинск



А. В. Михайлова
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»
Россия

аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности, старший преподаватель кафедры информатики, 

Челябинск



Список литературы

1. Шрайберг Я.Л. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем // Научные и технические библиотеки. 1999. № 2. С. 4–18. URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb99/2/f02_01.html. Проверено: 03.08.16.

2. Library.Ru : информационно-справочный портал / АНО «Институт информационных инициатив», Российская государственная библиотека для молодёжи. URL: http://www.library.ru/3/biblionet/. Проверено: 19.07.16.

3. Божко В.П., Батьковский А.М., Батьковский М.А., Наумов И.С. Развитие образования на основе внедрения информационных технологий обучения // Экономика, Статистика и Информатика. Вестник УМО МЭСИ. 2014. № 1. С. 3–6. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21187637. Проверено: 03.08.16.

4. Информационные сети и системы : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) выпускника «бакалавр», форма обучения – очная, сроки изучения – 4 семестр / авт.-сост. А. В. Михайлова, В. А. Таратута. – Челябинск, 2013 – 26 с.

5. Библиографоведение : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) «бакалавр», форма обучения – дневная, сроки изучения – 3, 4 семестры / авт.-сост. Ю. В. Гушул. Челябинск, 2014. 51с.

6. Филиппова Л.Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб-сайтов учебных заведений: (из зарубежного опыта) // Научные и технические библиотеки. 2002. № 2. С. 55–58. URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2002/2/f02_10.htm. Проверено: 03.08.16.

7. Нисилевич А. Б., Стрижова Е. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в информационно-обучающей среде вуза и принципы социального конструктивизма // Экономика, Статистика и Информатика Вестник УМО МЭСИ. 2014. № 1. С. 20–22. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21187641. Проверено: 03.08.16.

8. Михайлова А.В. Интегративная функция библиотеки в информационно-образовательном пространстве вуза // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 3. С. 21–27. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24231526. Проверено: 03.08.16.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гушул Ю.В., Михайлова А.В. Перспективы интеграции образовательных дисциплин «Информационные сети и системы» и «Библиографоведение» для студентов специальности 51.03.06 библиотечно-информационная деятельность. Открытое образование. 2016;(5):53-60. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-53-60

For citation: Gushul J.V., Mikhailova A.V. Perspectives of integration of educational disciplines «Informational Networks and Systems» and «Bibliology» for students of specialty 51.03.06 Library and Information Activities. Open Education. 2016;(5):53-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-53-60

Просмотров: 323

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)