Устойчивое развитие образования: связь технологии и педагогики


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-34-43

Полный текст:


Аннотация

Целью работы является сопоставление трендов развития информационно-коммуникационной среды, глобального образовательного пространства и педагогических идей, явно или опосредованно влияющих на применение ИКТ в образовании. Материалом послужили результаты форсайтов и содержание публикаций в интернете, посвященных перспективам устойчивого развития образования в контексте Инчхонской Декларации ЮНЕСКО «Образование 2030». На основе контент-анализа педагогических публикаций установлено, что современное понимание знания апеллирует к его обобществлению и распространению в глобальной сетевой информационной среде, технологический базис которой стремительно развивается. Учебный процесс в обществе обучения рассматривается как распределенный среди отдельных формальных учебных заведений («университетов мира для одного») и сообществом контента кураторов, в функции которого входит поставлять комментарии, обобщать и содействовать новой информации, которая поддерживает неоформальные образовательные потребности различных пользователей глобальной сети. Описана модель связей субъектов информационного образовательного пространства, включающая кроме преподавателей и студентов также кураторов контента. Аргументирована необходимость развития гуманитарного потенциала человека в информационно-коммуникационной среде и формирования в ней креативного класса людей, делящихся своим экзистенциональным опытом, знаниями и мудростью. Сделан вывод, что без межличностного взаимодействия, без присутствия учащихся в сетевом сообществе, развитие потенциала каждого члена общества в роботизированной среде искусственного интеллекта будет ущербным. Поэтому, в развитии аппаратной и программной базы технологий образования необходимо учитывать психолого-педагогические теории коннективизма, социального обучения, множественного интеллекта и других.

Об авторах

В. А. Стародубцев
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инженерной педагогики

Томск



Е. О. Французская
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

старший преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков

Томск



Список литературы

1. UNESCO Incheon Declaration for Education 2030. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/ 0023/ 002338/233813m.pdf

2. Schaffhauser D., Kelly R. Top 10 Education Technologies that Will Be Dead and Gone in the Next Decade. URL: https://campustechnology.com/Articles/2016/11/02/Top-10-Education-Technologies-that-Will-Be-Dead-andGone-in-the-Next-Decade.aspx?m=1&Page=1.

3. How we will learn. Mind/Shift. URL: https://ww2.kqed.org/mindshift/2016/09/16/the-trends-and-challenges-shaping-technology-adoption-in-schools/

4. Global Education Futures Forum, Moscow, 29 April – 03 March 2016. URL: http://map.edu2035.org/users/sign_in?mode=first&project=futuremap

5. CISCO Learning Society White Paper. URL: http://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/citizenship/socio-economic/docs/LearningSociety_WhitePaper.pdf

6. Learning Society. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Learning_society

7. Building a Learning Society in Japan, the Republic of Korea and Singapore. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002325/232547E.pdf

8. Siemens G.A. Learning Theory for the Digital Age. URL: http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm

9. Downes S. Connectivism and its Critics: What Connectivism Is Not. URL: http://www.downes.ca/post/53657.

10. Bandura A. Social Learning Theory. URL: http://www.instructionaldesign.org/theories/social-learning.html

11. Gardner H. Multiple Intelligences. URL: http://www.instructionaldesign.org/theories/multiple-intelligences.html

12. Innovative Learning. URL: http://www.innovativelearning.com/teaching/index.html

13. Bates T. Learning theories and online learning. URL: http://www.tonybates.ca/2014/07/29/learning-theories-and-online-learning/

14. Downes S. The MOOC of One: Personal LearningTechnologies. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-HMyC9xLruo

15. Wheeler S. Digital Learning Futures: Mind the Gap! URL: https://www.youtube.com/watch?v=t7EftCFQHVg#t=4.946535

16. Yong Chen. Investigating MOOCs Through Blog Mining. URL: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/1695/2832

17. Comer D., Baker R., Yuan Wang. Negativity in Massive Online Open Courses: Impacts on Learning and Teaching, and How Instructional Teams May Be Able to Address It. URL: http://www.columbia.edu/~rsb2162/CBW2.pdf

18. Hollands F., Tirthali D. MOOCs: Expectations and Reality Full Report May 2014. URL: http://cbcse.org/wordpress/wp-content/uploads/2014/05/MOOCs_Expectations_and_Reality.pdf

19. Valitova E., Starodubtsev V., Goryanova L. Formative personalization of student’s self-determination and employability. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. V.214. pp.739–747. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815060619

20. Стародубцев В.А., Шамина О.Б. Кураторы контента в сетевых образовательных событиях //Высшее образование в России. – 2015. – №5. – С. 132–139.

21. Kanter B. Content Curation: The Art and Science of Spotting Awesome. URL: http://www.bethkanter.org/content-curation-3/

22. Kramer B. Collector or Curator? Becoming a Social Connoisseur. URL: http://www.bryankramer.com/collector-or-curator-becoming-a-social-connoisseur/

23. Jarche H. The seek-sense-share framework. URL: http://jarche.com/2014/02/the-seek-sense-share-framework/

24. Riekwelb J. The roles of Content Curation for knowledge sharing and content marketing. URL: http://www.slideshare.net/zeefcom/pitch-howards-home

25. Florida R. The Rise of the Creative Class. And How It’s Transforming Work, Leisure and Everyday Life. New York: Hardcover – International Edition; 2002. URL: https://www.amazon.com/Rise-Creative-Class-Transforming-Community/dp/0465024769.

26. Ashcroft B., McAlpine I. Student moderators in online discussions. In R. Atkinson, C. McBeath, D. JonasDwyer, R. Phillips (Eds). Beyond the comfort zone: Proceedings of the 21st ASCILITE Conference (pp. 88–94). Perth, 5–8 December.

27. Чиркунов О. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение). URL: http://www.znanie.org/jornal/n2_01/mem_nepr_obraz.html

28. Triby E. Accreditation of prior experiential learning and the development of higher education. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ864792.pdf

29. Cross J. Informal Lerarning: Rediscovering the Natural Pathways that Inspire Innovation and Performance. San Francisco: Pfeiffer; 2000. – 299 p.

30. Starodubtsev V.A., Fursa T.V. Charge Electrification of Irradiated Dielectrics and Its Effect on Incident Flux. Journal of Electrostatics. 1988. V. 20. pp. 341–347.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Стародубцев В.А., Французская Е.О. Устойчивое развитие образования: связь технологии и педагогики. Открытое образование. 2017;(1):34-43. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-34-43

For citation: Starodubtsev V.A., Frantcuzskaia E.O. Sustainable development of education: mutual links of technology and pedagogy. Open Education. 2017;(1):34-43. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-34-43

Просмотров: 455

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)