Системные аспекты технологии управления научными и образовательными сервисами


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-88-96

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования: разработка технологии оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами.  Методы: методы патентных исследований и анализа критических технологий информационных и управляющих систем; методы системного подхода к организации и управлению ИТ-услугами, направленными на удовлетворение потребностей бизнеса. Актуальность.Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, проводимая на фоне новых угроз, имеющих комплексный взаимосвязанный характер, требует устранения накопившихся структурных дисбалансов в экономике.  Обеспечение национальных интересов должно осуществляться посредством реализации стратегических приоритетов в различных отраслях хозяйствования, в финансовой сфере, своевременного выполнения государственных программ.В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года одним из таких приоритетов определено создание национальной исследовательской инфраструктуры, представляющей собой информационно-технологическую платформу для интеграции интеллектуальных ресурсов в области науки, образования и производства с целью создания условий для качественных изменений в области науки и технологий.В этой связи особую актуальность приобретают научно-методические и системно-технические вопросы систематизации сервисов научных и образовательных организаций страны и создания единой информационно-аналитической системы управления такими сервисами. В рамках всего комплекса проблем создания такой системы представляют интерес вопросы разработки технологий эффективного оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами.
Результаты. Разработана технология оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами, основу которой составляет комплекс технических решений для обеспечения информационной поддержки деятельности организационных систем – потребителей и поставщиков научных и образовательных сервисов. В статье представлены основные положения технологии оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами, разработанные на основе инновационных технических решений и с учётом перспективных цифровых трендов по обеспечению бизнес-услуг. Под бизнес-услугой в статье понимается ИТ-услуга, которая напрямую поддерживает бизнес-процесс – процесс предоставления научного или образовательного сервиса на базе единой информационно-управляемой среды. Предлагаемая технология является вкладом научного сообщества в реализацию стратегических национальных приоритетов РФ.
Заключение. Преимуществом представленной технологии, по сравнению с аналогами, является повышение эффективности управления деятельностью организационных систем – поставщиков и потребителей научных и образовательных сервисов, за счёт автоматического выполнения оценки состояния их бизнес-услуг и автоматического управления объектами деятельности с учётом выполненной оценки. Использование в технологии способа предоставления потребителям научных и образовательных сервисов, как оказание бизнес-услуг в соответствии с концепцией управления ИТ-услугами, обеспечивает универсальность подхода к построению баз знаний и логики использования этих знаний как для управления ИТ-инфраструктурой поддержки бизнес-услуг, так и для управления собственно бизнес-услугами. Такой подход позволяет оптимизировать состав прикладных программ в системе управления научными и образовательными сервисами, а также обеспечить на этапе проектирования условия для анализа и принятия решения по выбору ИТ-инфраструктуры для предоставления научных и образовательных сервисов их потребителям.


Об авторах

А. А. Зацаринный
Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН (ФИЦ ИУ РАН)
Россия
доктор технических наук, профессор, заместитель директора


А. П. Шабанов
Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН (ФИЦ ИУ РАН)
Россия
доктор технических наук, Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН, ведущий научный сотрудник


Список литературы

1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201512310038 (дата обращения 22.12.2016).

2. Зацаринный А.А., Шабанов А.П. Технология информационной поддержки деятельности организационных систем на основе ситуационных центров. М.: ТОРУС ПРЕСС; 2015; с. 232. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26346357 (дата обращения 22.12.2016).

3. Шабанов А.П. Инновации: от устройств обмена информацией до интегрированных систем управления. Часть 2 – Управление деятельностью организационных систем. Системы управления, связи и безопасности. 2016, № 3, с. 179–226. – URL: http://sccs.intelgr.com/archive/2016-03/05- Shabanov.pdf (дата обращения 02.02.2017).

4. Глоссарий Терминов и Определений (Glossary Terms and Definitions) ITIL® V3 Glossary Russian Translation v0.92, 30 Apr 2009. – URL: https://www.axelos.com/best-practice-solutions/itil (дата обращ. 08.12.2016).

5. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо. Серия: Top Business Awards; 2016, с. 208. – URL: http://www.labirint.ru/ books/546355/ (дата обращ. 18.12.2016).

6. Акиньшина Г.Н., Селифанов В.А. Способ трёхуровневого централизованного управления и система управления для его осуществления. Патент RU2451963С1, опубл. 27.05.2012, бюл. № 15. – URL: http://www1.fips.ru/wps/portal/ IPS_Ru#1482488551706 (дата обращ. 18.12.2016).

7. Селифанов В.А. Способ четырёхуровневого управления техническими средствами и система управления для его осуществления. Патент RU2453894С1, опубл. 20.06.2012, бюл. № 17. – URL: http://www1.fips.ru/wps/portal/ IPS_Ru#1482488899939 (дата обращ. 18.12.2016).

8. Карпунин М.А., Тищенко М.В. О роли информационных технологий в организации деятельности территориального учреждения Банка России. Финансовая аналитика. 2009, № 26, опубл. 05.06.2009. – URL: http://www.finanal. ru/006?page=26 (обращ. 23.01.2017).

9. Матвеева Т.В. Информационные технологии в Федеральной налоговой службе. Российский интернет-портал TAdviser [Электронный ресурс]. Опубл. 16.06.2016. – URL: www.tadviser.ru/index. php/Статья:Федеральная_налоговая_служба_(информационные_системы) (обращ. 02.02.2017).

10. Совершенствование системы управления ИТ-сервисами ОАО «Газпром нефть» на территории РФ. АСТЕРОС [Электронный ресурс], раздел «Проекты». – URL: http://www.asteros.ru/ projects/2673/ (обращ. 23.01.2017).

11. Селютин А.В. Инструменты корпоративного управления ИТ-деятельностью в холдинге ОАО РАО «ЕЭС России. Журнал школы IT-менеджмента «Системы управления бизнес-процессами». Выпуск 1, рубрика «IT-стратегия», 01.12.2008 г. – URL: http://journal.itmane.ru/ node/35 (обращ. 23.01.2017).

12. Гуральников С.Б. ИТ-сервисы Федерального казначейства: итоги проекта модернизации казначейской системы РФ и приоритеты развития на 2013–2015 годы. Издание о высоких технологиях C-news [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cnews.ru/reviews/ppt/2013_03_28_2/19. Guralnikov_Sergey.pdf (обращ. 23.01.2017).

13. Неллер М. Преимущества ITIL. Краткое резюме для руководителей. Альманах itSMF России. Избранные статьи. М.: itSMF Russia; 2016; с. 4–11. – URL: http://itsmforum.ru/ itsmbooks/2016_10_21/Almanah_itSMF_2016_all_ light.pdf (дата обращ. 02.02.2017).

14. Зимин К., Орлова Т., Федулов К. Результаты всероссийского исследования IT Service Management 2013. Отчет об исследовании. Information_Management. – URL: http:// itsmforum.ru/reference/ITSM_2013_Research/ ITSM_Research_2013_itSMF_and_Information_ Management.pdf (дата обращ. 23.01.2017).

15. Бутмалай Д. Облачная вычислительная инфраструктура [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ibs.ru/it-infrastructure/ claud-infrastructure/oblachnaya-vychislitelnayainfrastruktura/ (дата обращ. 23.01.2017).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Зацаринный А.А., Шабанов А.П. Системные аспекты технологии управления научными и образовательными сервисами. Открытое образование. 2017;(2):88-96. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-88-96

For citation: Zatsarinnyy A.A., Shabanov A.P. System aspects of management technology for scientific and educational services. Open Education. 2017;(2):88-96. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-88-96

Просмотров: 286

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)