Системные аспекты технологии управления научными и образовательными сервисами
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-88-96
Аннотация
Цель исследования: разработка технологии оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами. Методы: методы патентных исследований и анализа критических технологий информационных и управляющих систем; методы системного подхода к организации и управлению ИТ-услугами, направленными на удовлетворение потребностей бизнеса. Актуальность.Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, проводимая на фоне новых угроз, имеющих комплексный взаимосвязанный характер, требует устранения накопившихся структурных дисбалансов в экономике. Обеспечение национальных интересов должно осуществляться посредством реализации стратегических приоритетов в различных отраслях хозяйствования, в финансовой сфере, своевременного выполнения государственных программ.В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года одним из таких приоритетов определено создание национальной исследовательской инфраструктуры, представляющей собой информационно-технологическую платформу для интеграции интеллектуальных ресурсов в области науки, образования и производства с целью создания условий для качественных изменений в области науки и технологий.В этой связи особую актуальность приобретают научно-методические и системно-технические вопросы систематизации сервисов научных и образовательных организаций страны и создания единой информационно-аналитической системы управления такими сервисами. В рамках всего комплекса проблем создания такой системы представляют интерес вопросы разработки технологий эффективного оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами.
Результаты. Разработана технология оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами, основу которой составляет комплекс технических решений для обеспечения информационной поддержки деятельности организационных систем – потребителей и поставщиков научных и образовательных сервисов. В статье представлены основные положения технологии оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами, разработанные на основе инновационных технических решений и с учётом перспективных цифровых трендов по обеспечению бизнес-услуг. Под бизнес-услугой в статье понимается ИТ-услуга, которая напрямую поддерживает бизнес-процесс – процесс предоставления научного или образовательного сервиса на базе единой информационно-управляемой среды. Предлагаемая технология является вкладом научного сообщества в реализацию стратегических национальных приоритетов РФ.
Заключение. Преимуществом представленной технологии, по сравнению с аналогами, является повышение эффективности управления деятельностью организационных систем – поставщиков и потребителей научных и образовательных сервисов, за счёт автоматического выполнения оценки состояния их бизнес-услуг и автоматического управления объектами деятельности с учётом выполненной оценки. Использование в технологии способа предоставления потребителям научных и образовательных сервисов, как оказание бизнес-услуг в соответствии с концепцией управления ИТ-услугами, обеспечивает универсальность подхода к построению баз знаний и логики использования этих знаний как для управления ИТ-инфраструктурой поддержки бизнес-услуг, так и для управления собственно бизнес-услугами. Такой подход позволяет оптимизировать состав прикладных программ в системе управления научными и образовательными сервисами, а также обеспечить на этапе проектирования условия для анализа и принятия решения по выбору ИТ-инфраструктуры для предоставления научных и образовательных сервисов их потребителям.
Об авторах
А. А. ЗацаринныйРоссия
доктор технических наук, профессор, заместитель директора
А. П. Шабанов
Россия
доктор технических наук, Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201512310038 (дата обращения 22.12.2016).
2. Зацаринный А.А., Шабанов А.П. Технология информационной поддержки деятельности организационных систем на основе ситуационных центров. М.: ТОРУС ПРЕСС; 2015; с. 232. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26346357 (дата обращения 22.12.2016).
3. Шабанов А.П. Инновации: от устройств обмена информацией до интегрированных систем управления. Часть 2 – Управление деятельностью организационных систем. Системы управления, связи и безопасности. 2016, № 3, с. 179–226. – URL: http://sccs.intelgr.com/archive/2016-03/05- Shabanov.pdf (дата обращения 02.02.2017).
4. Глоссарий Терминов и Определений (Glossary Terms and Definitions) ITIL® V3 Glossary Russian Translation v0.92, 30 Apr 2009. – URL: https://www.axelos.com/best-practice-solutions/itil (дата обращ. 08.12.2016).
5. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо. Серия: Top Business Awards; 2016, с. 208. – URL: http://www.labirint.ru/ books/546355/ (дата обращ. 18.12.2016).
6. Акиньшина Г.Н., Селифанов В.А. Способ трёхуровневого централизованного управления и система управления для его осуществления. Патент RU2451963С1, опубл. 27.05.2012, бюл. № 15. – URL: http://www1.fips.ru/wps/portal/ IPS_Ru#1482488551706 (дата обращ. 18.12.2016).
7. Селифанов В.А. Способ четырёхуровневого управления техническими средствами и система управления для его осуществления. Патент RU2453894С1, опубл. 20.06.2012, бюл. № 17. – URL: http://www1.fips.ru/wps/portal/ IPS_Ru#1482488899939 (дата обращ. 18.12.2016).
8. Карпунин М.А., Тищенко М.В. О роли информационных технологий в организации деятельности территориального учреждения Банка России. Финансовая аналитика. 2009, № 26, опубл. 05.06.2009. – URL: http://www.finanal. ru/006?page=26 (обращ. 23.01.2017).
9. Матвеева Т.В. Информационные технологии в Федеральной налоговой службе. Российский интернет-портал TAdviser [Электронный ресурс]. Опубл. 16.06.2016. – URL: www.tadviser.ru/index. php/Статья:Федеральная_налоговая_служба_(информационные_системы) (обращ. 02.02.2017).
10. Совершенствование системы управления ИТ-сервисами ОАО «Газпром нефть» на территории РФ. АСТЕРОС [Электронный ресурс], раздел «Проекты». – URL: http://www.asteros.ru/ projects/2673/ (обращ. 23.01.2017).
11. Селютин А.В. Инструменты корпоративного управления ИТ-деятельностью в холдинге ОАО РАО «ЕЭС России. Журнал школы IT-менеджмента «Системы управления бизнес-процессами». Выпуск 1, рубрика «IT-стратегия», 01.12.2008 г. – URL: http://journal.itmane.ru/ node/35 (обращ. 23.01.2017).
12. Гуральников С.Б. ИТ-сервисы Федерального казначейства: итоги проекта модернизации казначейской системы РФ и приоритеты развития на 2013–2015 годы. Издание о высоких технологиях C-news [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cnews.ru/reviews/ppt/2013_03_28_2/19. Guralnikov_Sergey.pdf (обращ. 23.01.2017).
13. Неллер М. Преимущества ITIL. Краткое резюме для руководителей. Альманах itSMF России. Избранные статьи. М.: itSMF Russia; 2016; с. 4–11. – URL: http://itsmforum.ru/ itsmbooks/2016_10_21/Almanah_itSMF_2016_all_ light.pdf (дата обращ. 02.02.2017).
14. Зимин К., Орлова Т., Федулов К. Результаты всероссийского исследования IT Service Management 2013. Отчет об исследовании. Information_Management. – URL: http:// itsmforum.ru/reference/ITSM_2013_Research/ ITSM_Research_2013_itSMF_and_Information_ Management.pdf (дата обращ. 23.01.2017).
15. Бутмалай Д. Облачная вычислительная инфраструктура [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ibs.ru/it-infrastructure/ claud-infrastructure/oblachnaya-vychislitelnayainfrastruktura/ (дата обращ. 23.01.2017).
Рецензия
Для цитирования:
Зацаринный А.А., Шабанов А.П. Системные аспекты технологии управления научными и образовательными сервисами. Открытое образование. 2017;(2):88-96. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-88-96
For citation:
Zatsarinnyy A.A., Shabanov A.P. System aspects of management technology for scientific and educational services. Open Education. 2017;(2):88-96. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-88-96