Инжиниринг образовательных программ на основе применения интеллектуальных технологий


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-14-19

Полный текст:


Аннотация

Одной из ключевых задач современного этапа развития системы образования в России является задача повышения практической направленности подготовки специалистов для современного рынка труда. Поэтому на повестку дня выходят вопросы модернизации образовательных программ в направлении более тесной взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов, что и является основной целью настоящего исследования.
Динамично меняющиеся потребности бизнеса, особенно в сфере, бурно развивающейся ИТ-индустрии, диктуют необходимость постоянного совершенствования механизмов приобретения новых знаний, умений и навыков обучающихся, что в свою очередь требует разработки специального инструментария развития образовательных технологий. В статье рассматриваются вопросы гибкого инжиниринга образовательных программ высшего образования в соответствии с потребностями рынка труда, отражаемыми в профессиональных стандартах. В качестве методов инжиниринга предлагаются методы семантического моделирования информационно-образовательного пространства, позволяющие систематизировать знания профессиональной области в виде концептуальных моделей онтологий и репозиториев учебных объектов.
В результате проведенного анализа соотнесения категорий, существующих образовательных и профессиональных стандартов предложен механизм преодоления противоречий между формулировками профессиональных компетенций из образовательных стандартов и требованиями трудовых функций профессиональных стандартов.
Описания характеристик знаний, умений и навыков образовательных программ уточняются в рамках категорий: область, сфера и типы задач профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции разграничиваются относительно профилей подготовки и типов профессиональных задач.
Предложенный универсальный алгоритм формирования образовательных программ по профилям подготовки на основе анализа обобщенных трудовых функций и трудовых функций профессиональных стандартов может быть полезен специалистам, занимающимся вопросами проектирования основных профессиональных образовательных программ по широкому спектру направлений и профилей подготовки.


Об авторах

М. С. Гаспариан
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

кандидат экономических наук, доцент

Москва



С. А. Лебедев
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

кандидат экономических наук, доцент

Москва



Ю. Ф. Тельнов
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

доктор экономических наук, профессор

Москва



Список литературы

1. Зиндер Е.З. Основания генезиса фундаментальных свойств и базовых требований к информационно-образовательным пространствам. // Журнал «Открытое образование», № 2, 2015.

2. Зиндер Е.З. Базовые требования к информационно-образовательным пространствам, основанные на их фундаментальных свойствах. // Журнал «Открытое образование», № 3, 2015.

3. Гаврилов А.В. Обучение проектированию реляционных баз данных с использованием свободного программного обеспечения // Труды IX-й Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие российской экономики». Том 3, Информационно-коммуникационные технологии, 2016. – С. 27–30.

4. Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. О взаимосвязи ФГОС и профессиональных стандартов // Журнал «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО». 2016. № 4.

5. Нарциссова С.Ю., Куликова С.В. Когнитивная аналитика социального пространства информационной среды // Сб. трудов «Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития. – М.: МЭСИ. – С. 174–180.

6. Новые возможности компьютерного обучения / О.И. Ларичев, Е.В. Нарыжный, В.П. Кузнецова, Э.И. Брук // Вестник Российской Академии Наук. – 1999. – Т. 69, № 2. – С.106–111.

7. Павлова Е.В., Тельнов Ю.Ф., Протасова А.А. Организация взаимодействия субъектов образовательной деятельности в информационно-образовательном пространстве // Научно-практический журнал «Открытое образование», № 6. – М.: МЭСИ, 2015, с. 23–27

8. Тарасов В.Б. Инжиниринг предприятий и организационные онтологии // Сборник научных трудов 18-й научной конференции «Инжиниринг предприятий и управление знаниями». – М.: МЭСИ. – 2015, 24–37 с.

9. Трембач В.М. Инжиниринг интеллектуальных обучающих систем вуза// Журнал «Статистика и экономика», № 4, 2016.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. Инжиниринг образовательных программ на основе применения интеллектуальных технологий. Открытое образование. 2017;(1):14-19. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-14-19

For citation: Gasparian M.S., Lebedev S.A., Telnov Y.F. Engineering of educational programs through the application of intelligent technologies. Open Education. 2017;(1):14-19. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-14-19

Просмотров: 382

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)