Использование игровых образовательных технологий в системе обучения русского как иностранного языка в современном вузе


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-39-47

Полный текст:


Аннотация

В соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ основными целями преподавания русского языка как иностранного (РКИ) являются развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы, изучение нейтрального и научного стилей речи, формирование мотивации к обучению, создание условий для появления личностной психологической установки, подготовка к дальнейшему обучению в российском вузе, сдача сертификационных и квалификационных экзаменов, адаптация к проживанию в России. Одним из перспективных трендов в обучении иностранным языкам является применение обучающих компьютерных игр. На сегодняшний момент игровые технологии для изучения РКИ реализованы в ряде десктопных и мобильных приложений, однако все они предназначены для изучения русского языка как дисциплины, и не ориентированы на адаптацию иностранных студентов, прибывших в новую языковую среду. В статье описана обучающая компьютерная игра для обучения РКИ с погружением в виртуальную языковую среду в условиях различных жизненных ситуаций. Игра состоит из семи уровней, каждый уровень включает несколько разделов, посвященных конкретной жизненной ситуации, с набором заданий возрастающей сложности на перевод или правильное написание слов, словосочетаний или предложений. Для каждого варианта задания разработаны шаблоны с пустыми текстовыми полями и реализованы функции, импортирующие нужные именно для этого задания файлы c данными и выводящие данные на экран. Такое решение позволяет использовать один и тот же шаблон несколько раз для однотипных заданий или для загрузки в текстовые поля разных файлов, в зависимости от количества попыток игрока. Разработаны базы заданий, сценарии уровней и графический контент каждого раздела. Каждому уровню сопоставлен игровой персонаж, сопровождающий игрока и помогающий ему выполнять задания. Игрок может выбирать персонажа, а также выбирать раздели и просматривать результаты прохождения заданий игроком, как поэтапно, так и в целом по разделам игры. Все задания игры зашифрованы, варианты ответов при повторном прохождении уровня перемешиваются случайным образом. Информационное наполнение игры отделено от программного кода: все сценарии и уровни (в том числе фоны и изображения персонажей) располагаются в файлах в каталоге игры. Движок игры реализован в виде Веб-приложения, требующего наличие браузера у пользователя. В текущей версии игры реализован первый уровень, включающий такие типы игровых заданий, как сортировка слов по двум группам по критерию, подстановка правильного предлога и подбор правильного окончания или склонения. Например, в раздел «Мой город» каждое задание включает три блока: лексика по заданной теме, грамматика отрабатываемого падежа и текст или упражнения, в которых присутствуют глаголы, используемые с этим падежом. На этапе разработки интерфейса проведено его тестирование на целевой группе иностранных студентов, обучающихся в Волгоградском Государственном техническом университете (ВолгГТУ). В настоящее время текущая версия игры применяется в ВолгГТУ для тренировки языковых навыков, подготовки к зачётам и экзаменам по русскому языку, и для улучшения разговорной лексики иностранных студентов. Агрегированные результаты применения игры будут использованы для оценки эффективности предложенной технологии обучения РКИ и разработки следующих уровней игры.


Об авторах

А. В. Матохина
Волгоградский государственный технический университет
Россия

доцент кафедры САПР и ПК

SPIN-код автора: 1111-3419



Н. В. Харламова
Волгоградский государственный технический университет
Россия
кандидат философских наук, доцент кафедры Русского языка


О. А. Шабалина
Волгоградский государственный технический университет
Россия
кандидат технических наук, доцент кафедры САПР и ПК


Е. А. Куликов
Волгоградский государственный технический университет
Россия
бакалавр


Список литературы

1. Румянцева Н.М., Царева Н.Ю. 1С: Репетитор. Русский как иностранный. СD. 2005.

2. А.В. Матохина, Н.В. Харламова, О.А. Шабалина, Е.В. Тюменцева, Е.К. Угновенок. Применение игровых технологий для преподавания русского языка как иностранного в вузе // Известия ВолгГТУ. Волгоград. 2017. Сер. Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах. No. 1 (196). C. 83–89.

3. Государственный образовательный стандарт по русскому языку. Элементарный уровень. Базовый уровень. 1, 2, 3, 4 сертификационные уровни. М.: СПб. 1999 – 2000.

4. Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному: Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень / учебное пособие. М.: РУДН. 2010.

5. Ионкина Е.С. Экспериментальное исследование факторов и условий формирования профессионально-языковой компетентности. Изв. Вологогр. гос. пед. ун-та. 2012. Сер. Педагогические науки. No. 1 (65). С. 50–53.

6. Дорога в Россию. Учебник русского языка (элементарный уровень). 2-е изд., испр. М.: ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова. СПб.: Златоуст. 2003. 344 с.

7. Шабалина О.А. Применение компьютерных игр для обучения разработке программного обеспечения // Открытое образование. 2010. No. 6. C. 19–26.

8. Парыгин Д.С. Модель интеркоммуникационной системы обеспечения потребностей жителей города // Известия Волгоградского государственного технического университета. межвуз. сб. науч. ст. ВолгГТУ. 2013. Сер. Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах. Вып. 17. No. 14 (117). С. 90–95.

9. Шабалина О.А., Воробкалов П.Н., Катаев А.В. 3I-подход к разработке компьютерных игр для обучения техническим дисциплинам // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2011. No. 4. С. 45–51.

10. Крючкова Л.С., Н.В. Мощинская. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие. М.: Флинта. Наука. 2011.

11. Новикова О.А., Сурыгин А.И., Чайкина Т.А. Методическое обеспечение самостоятельной работы иностранных студентов предвузовского этапа обучения // Международное сотрудничество в образовании: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч.2. СПб.: Изд-во СПбГПУ. 2004. 300 с.

12. Харламова Н.В., Филимонова Н.Ю., Горьковская В.Д. Значение ролевых игр при обучении русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы профессионального образования. 2013. Т.10. No. 13 (116). С. 152–154.

13. Серова Л.К. Компьютерные технологии на начальном этапе преподавания РКИ // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография // Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. М.: Российский Университет дружбы народов. 2002.

14. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. I. С. 140–146. URL: https://moluch.ru/conf/ ped/archive/19/1084/

15. Гренарова Р. Применение игр на уроках русского языка // Русский язык как иностранный и методика его преподавания: XXI век. МПГУ. ч. 1. 2007.


Дополнительные файлы

1. Статья Игровые технологии в РКИ
Тема
Тип Прочее
Скачать (4MB)    
Метаданные

Для цитирования: Матохина А.В., Харламова Н.В., Шабалина О.А., Куликов Е.А. Использование игровых образовательных технологий в системе обучения русского как иностранного языка в современном вузе. Открытое образование. 2017;(3):39-47. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-39-47

For citation: Matokhina A.V., Kharlamova N.V., Shabalina O.A., Kulikov E.A. Using digital game-based technologies in a system of studying russian as aforeign language in modern university. Open Education. 2017;(3):39-47. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-39-47

Просмотров: 634

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)