Модель компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-47-55
Аннотация
Цель работы: совершенствование научно-методической базы теории вариативного компьютерного обучения. Методы: концептуально-логическое моделирование процесса вариативного компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения и системный анализ взаимосвязи изучаемой предметной области, методов, дидактических подходов и средств информационно- коммуникационных технологий. Результаты: разработана комплексная формализованная модель вариативного компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения, условно декомпозированная на три базисных компонента: модель формализации курса в форме тезауруса-классификатора («Автор ресурса»), модель обучения как управления («Координация. Консультация. Контроль»), модель обучения с тезаурусом- классификатором («Студент»). Модель «Автор ресурса» позволяет обучающему достичь полноты, высокой степени дидактической проработанности и структуризации изучаемого материала по тройкам вариативов: модулям учебной информации, практическим задачам и контрольным заданиям; результатом деятельности обучающего (автора ресурса) является тезаурус-классификатор. Модель обучения как управления базируется на принципе личностной ориентированности обучения в компьютерной среде и определяет логику взаимодействия, обучающего и обучаемого при определении тройки вариативов индивидуально для каждого студента; организацию диалога, обучающего и обучаемого с целью консультации; персональный контроль успехов студента (формирование отчета) и итерационный поиск концепта учебного задания в тезаурусе-классификаторе до приобретения требуемого уровня обучения. Модель «Студент» позволяет конкретизировать учебные задачи применительно к личности обучаемого и к достигнутому уровню обучения; предположение обучающего об уровне обученности конкретного студента формируется с помощью отчетных данных модели обучения как управления. Обоснованы теоретические положения вариативного компьютерного обучения, включая его основные задачи (обучающую, учебную и управляющую), а также порядок, формально-логические и программные средства разработки и наиболее важные требования к эффективному электронному образователь- ному ресурсу; показано, что формализация образовательных ресурсов возможна на основе структурно-математического подхода с использованием теоретико-множественных представлений, позволяющих на языке множеств и отображений между ними определить особенности процесса обучения и роли участников, а также получать «педагогическую диагностику» хода и результатов обучения, используя интеллектуальный потенциал каждого обучаемого как персонально, так и при занятиях в составе группы. Приведен пример практической реализации модели вариативного компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения. Заключение: Разработанные теоретические положения и базисные компоненты модели вариативного компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения позволяют обучающимся реализовать функциональное овладение знаниями, умениями и навыками на базе вариативного подхода, а также выбрать индивидуальный личностно-ориентированный способ поиска концепта («смысла») выполняемых заданий в процессе мотивированного обучения на основе использования формализованных сведений из тезауруса- классификатора электронного образовательного ресурса.
Об авторах
А. В. ЛобанРоссия
кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры Информационного права, информатики и математики
Д. А. Ловцов
Россия
доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой Информационного права, информатики и математики
Список литературы
1. Лобан А.В., Ловцов Д.А. Модель электронного образовательного ресурса нового поколения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2016. № 2. С. 96–101.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
3. Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Росс. акад. гос. службы, 2006. 422 с.
4. Лобан А.В. Информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности (создание электронных ресурсов) / Под ред. Д.А. Ловцова. – М.: «Мир науки», 2015. 184 с. – режим доступа http://rap-fno.ucoz.ru/zip/05 mnnpup 15.zip.
5. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учеб. пособие. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
6. Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании: Монография / Под ред. Б. Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 c.
7. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
8. Балыкина Е.Н., Бузун Д.Н. Компьютерное педагогическое тестирование. Теория и практика: Учеб.-метод. пособие. Минск: РИВШ, 2011. 104 с.
9. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011. 12 с.
10. Глазов Б.И., Ловцов Д.А. Компьютеризированный учебник – основа новой информационно-педагогической технологии // Педагогика. 1995. № 6. C. 22–26.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
12. Джалиашвили З.О. Компьютерный диалог в общении и обучении. Санкт-Петербург: МЦНИТГО, 2000. – режим доступа http://ito. edu.ru/2000/plenar/plenar 25.html
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 300 с.
14. Лобан А.В. Концептуальные схемы факторизации параметров предметной области телеконтроля сложных динамических объектов // Динамика сложных систем – XXI век. 2016. Т. 10. № 3. С. 10–19.
15. Ловцов Д.А. Информационное право: Учеб. пособие. М.: Росс. акад. правосудия, 2011. 228 с.
Рецензия
Для цитирования:
Лобан А.В., Ловцов Д.А. Модель компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения. Открытое образование. 2017;(2):47-55. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-47-55
For citation:
Loban A.V., Lovtsov D.A. Model of e-learning with electronic educational resources of new generation. Open Education. 2017;(2):47-55. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-47-55